Музыкальный фестиваль «Брасс-осень»

Музыкальный фестиваль «Брасс-осень»
В нашем городе есть традиция – как только сады и парки окрашиваются в багряные цвета, в Петербург приходит «Брасс-осень». Этот музыкальный фестиваль появился в 2003 году и был приурочен к празднованию 300-летия города.

С тех пор он ежегодно собирает в Северной столице музыкантов-виртуозов, исполнителей на медных духовых инструментах.

Он был задуман петербургским композитором Ириной Вакуленко, которая, по ее признанию, полюбила этот музыкальный инструмент еще будучи студенткой Консерватории. Вскоре о фестивале трубачей узнали исполнители и на других медных музыкальных инструментах, которые тоже захотели присоединиться к движению.

– По нежности звучания труба может соперничать даже со скрипкой. А может дать такую мощь и силу, что этот звук поведет за собой целый оркестр, – рассказывает художественный руководитель фестиваля, композитор Ирина Вакуленко. – Вообще, для меня все духовые инструменты – настоящее чудо. Ведь звук в них рождается дыханьем человека.

В этом году международный фестиваль «Брасс-осень» прошел со 2 по 6 октября и был посвящен 300-летию Невского проспекта. Поэтому площадками для выступлений музыкальных коллективов стали прекрасные исторические дворцы в самом центре нашего города, а также Дом актера и концертный зал «Аврора».

Закрылся фестиваль гала-концертом «Легенды трубачей», который стал для зрителей погружением в историю инструмента. Музыканты из российского «Сити брасс-бэнд», итальянский коллектив Five T Brass и оркестр американских профессоров Университетов Теннесси и Западной Каролины исполнили самую разную музыку. Новый век предъявляет, по словам организаторов фестиваля, новые требования к музыканту: 21 век диктует стиль, который состоит из множества течений. Значит, музыкант должен в равной степени владеть и классикой, и джазом, и поп музыкой.

На концерте прозвучали знаменитые «Караван» Дюка Эллингтона и вальс Нино Рота из «Крестного отца», саундтреки Эннио Морриконе к голливудским фильмам и «Венецианский карнавал» Жан Батиста Арбана, композиции Артуро Сандовала и Джорджа Гершвина. Закончился фестиваль трогательной фанфарой памяти Фреда Миллса. Этот музыкант, основатель Canadian Brass, первым заметил петербургскую «Брасс-осень» и до своей трагической гибели в 2009 году часто приезжал в наш город. Именно Миллс сказал однажды, что 3 тысячелетие станет «золотой эрой» брасс-музыки.

Справедливо ли это в отношении России? Пока, безусловно, в той же Северной Америке брасс-музыка гораздо популярнее, чем у нас. Это определенная часть культуры, неразрывно связанная с джазовой музыкой. В России, по словам многих профессионалов, мало занимаются пропагандой качественной музыки. Но подвижники есть, и организаторы «Брасс-осени» одни из них. К слову, почти все мероприятия этого фестиваля прошли при полных залах, да и в целом в Петербурге стало больше коллективов, исполняющих брасс-музыку. Трубачи находят свою публику.

Музыкальный фестиваль «Брасс-осень»