Карелия. Беломорско-Балтийский канал

Карелия. Беломорско-Балтийский канал
Беломорканал соединяет Белое море с Онежским озером. Общая протяжённость канала — 227 километров. Включает 19 шлюзов. Прохождение всех шлюзов занимает примерно сутки.

Беломорканал был сделан практически полностью из дерева, в том числе и из карельской сосны, действительно неглубок, всего пять метров глубиной, узок, на нем еле расходятся два парохода, поэтому не используется так интенсивно, как предполагалось.

Интересный факт: Идею строительства канала от Балтики до Белого моря пропагандировал еще Петр I, но осуществить ее удалось только в советское время.

Строительные работы на канале велись с 1931 года по 1933 год вручную, силами заключенных, многие из которых умерли на своем месте работы и были похоронены в Урочище Сандармох, где кроме ЗК с ББК на площади 10 гектаров захоронено свыше 9500 человек убитых во время Большого террора 1937—1938 годов.

Сандармох... Люди, не убивайте друг друга

Сандармох - здесь от человека не остаётся даже памяти. Это сосновый лес, где в тени деревьев стоят похоронные столбы, кресты и памятники. Очертания ям правильной формы (на местах захоронений), напоминают о страшных днях, когда репрессированных ссылали на стройку Беломорканала. Тысячи человек, среди которых были выдающиеся мастера культуры, государственные деятели и священнослужители, так и не дожили до открытия водного пути.

«ЗеК» и «ТУФТа»

Именно здесь родилось слово «зэк» - заключенный каналоармеец - так строителей Беломорканала называл начальник местного отделения ГУЛАГа товарищ Коган.

Так как при строительстве Беломорканала гнались не за качеством, а за опережением графика в словарном запасе зэков появилось еще одно, теперь уже очень популярное слово - «туфта» - «Техника Учета Фиктивного Труда», то есть подмена чего-то важного подделкой, что и происходило на канале.

Часовня Георгия Победоносца в Сандармохе

Списки репрессированных, с которыми может ознакомиться любой прибывший на мемориал, хранятся в Часовне Георгия Победоносца.

Деревянная клетская часовня с трапезной, построена в 1998 году рядом с захоронением жертв репрессий (узников Белбалтлага и Соловков) 1937-1938 в Сандармохе. Здание украшает большое крылечко, к которому ведут ступени и маковка вытянутой формы с крестом.

Недалеко от часовни установлен памятный камень с надписью — «Люди, не убивайте друг друга!».

Урочище Сандармох – место ужаса и страха. Здесь воображение рисует жуткие картинки, от которых по телу табуном проносятся огромные мурашки...

Какой он ББК

Изначально большая часть шлюзовых сооружений Беломорско-Балтийского канала сделана из дерева. Со временем деревянные элементы заменены железобетонными конструкциями.

Беломорканал в первую очередь ориентирован на перевоз грузов. Экскурсионные катера с туристами ходят по каналу в теплое время года. Средняя скорость движения судна здесь составляет 8 км/ч. Стоит отметить, что из-за частых туманов навигация закрывается.

Все шлюзы похожи друг на друга имея размеры — 135 х 14,3 м, при максимальной глубине 4 м.

Рядом со Шлюзом №1 «Повенчанской лестницы» (южный склон Беломорканала) со стороны Онежского озера стоит маяк. Рядом со Шлюзом №2 можно наблюдать как разводится створка разводного моста. На берегу между шлюзами №2 и №3 стоит церковь, которая была построена к 70-летию ББК из дерева и бетона - в память о строителях канала. Из шлюза №5 Беломорканала открывается потрясающий вид на оставшиеся позади ступени Повенчанской лестницы, лежащее на 50-ти с лишним метров ниже Онежского озера. Шлюз №9 можно назвать торговым. Местные жители продают здесь рыбу, ягоды и прочие дары карельской природы. Денежно-продуктовый обмен происходит посредствам лопат с длинным черенком. Продавцы с берега передают товар - покупатели с нижних палуб передают деньги. Рядом со Шлюзом №11 можно увидеть Шаваньскую плотину. На берегу Беломорканала рядом со Шлюзом №12 сохранилась надпись, возвращающая нас в начало 30-х годов «Беломорстрой - показ ударных темпов и высокого качества работы!». Разводной Шижненский мост видно со стороны шлюза №18. Шлюз №19 привлекает внимание туристов маяком и длинным пирсом, отсюда суда попадают в Белое море.

Беломорканал в цифрах

227 километров канала построены за 2 года, но стоит учесть, что искусственных путей на всем протяжении канала только 37 км.

  •     На Беломорско-Балтийском канале построено 19 гидроузлов, из них 7 расположено на южном склоне и 12 гидроузлов - на северном склоне сооружения;
  •     Из 19 шлюзов 13 - двухкамерные и 6 – однокамерные, то есть всего построено 32 камеры шлюзов;
  •     15 плотин для создания подпора и регулирования стока;
  •     5 гидроэлектростанций – Беломорская, Выгостровская и Маткожненская, Ондская и Палакоргская;
  •     12 водосбросов и другие сооружения.

Информация для посетителей

Внимание: Фото и видеосъемка шлюзов запрещена.

Адрес: Россия, Республика Карелия.

Как добраться до шлюзов №1-5 Беломорско-Балтийского канала по суше: на автомобиле от Петрозаводска до города Повенец примерно  - 188 км (около 2,5 часов)по трассе "Кола" в сторону Мурманска. По указателям свернуть на Медвежьегорск и проехать около 30 км по трассе на Вологду. Сразу за населенным пунктом Повенец находится шлюз №2.

Карелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский каналКарелия. Беломорско-Балтийский канал