Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»
Columbia Pictures, Metro Goldwyn Mayer Pictures и Regency Enterprises представляют фильм производства Scott Rudin/Yellow Bird/Pascal Pictures/Cantillon Company «Девушка, которая застряла в паутине».

Съёмки фильма начались в январе 2018 года в Берлине и закончились в апреле в Стокгольме.

В главных ролях: Клер Фой, Сверрир Гуднасон, Лакит Стэнфилд, Сильвия Хукс и Стивен Мерчант. Режиссёр: Федерико Альварес.

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

Лисбет Саландер (Клер Фой) не нужен этот мир, но нашему миру нужна Лисбет Саландер.
Её взгляд. Её татуировка. Её навыки. Её решительность.
Саландер – отчаянная мстительница популярной трилогии триллеров «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона. Картина ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ станет уже четвёртой экранизацией романов серии. В Лисбет Саландер есть все задатки современного героя: она умна, находчива, преследуема собственными демонами, но не одержима ими. Кроме того, она готова идти наперекор всей вселенной, уничтожая насильников, наёмных убийц – любого, кто рискнёт встать у неё на пути.
Фанатов серии ожидает очередной триллер о новых приключениях Лисбет Саландер, самого необычного и неоднозначного борца за справедливость XXI века. Героиня вновь отправляется в смертельно опасный и полный чудовищных открытий крестовый поход.
Решив помочь учёному выкрасть его работы у американцев, Лисбет оказывается в прочных сетях паутины интриг. У неё отбирают полученные данные, сжигают её квартиру и обрекают её саму на верную гибель. На помощь Лисбет приходит её старый друг, журналист Микаэль Блумквист. Саландер и Блумквисту предстоит полное опасностей задание: найти нападавших, защитить юного сына учёного и вернуть украденное. По мере того как сети опутывают её все крепче, Лисбет предстоит столкнуться с собственным тёмным прошлым, с которым она, казалось бы, распрощалась навсегда.
Сильные мира сего пытаются склонить Лисбет Саландер на свою сторону. Они не догадываются, что в ней живёт отчаянный и жестокий бунтарь, который всегда поможет беззащитным и обездоленным, бескомпромиссный герой, который всем нам так нужен, особенно сейчас.

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ – первая экранизация одноимённого бестселлера Давида Лагеркранца, который продолжил серию «Миллениум» Стига Ларссона. Книги серии «Миллениум» стали мировыми бестселлерами. Всего было продано 86 миллионов экземпляров четырёх книг.
Роль решительной Лисбет Саландер играет обладательница премий «Эмми»® и «Золотой глобус»® Клер Фой, звезда сериала «Корона». Режиссёрское кресло предложили занять талантливому Федерико Альваресу, который в 2016 году снял триллер НЕ ДЫШИ.
В фильме также снялись Сверрир Гуднасон (БОРГ/МАКИНРОЙ) в роли Микаэля Блумквиста, Лакит Стэнфилд (ПРОЧЬ) в роли Эда Нидэма, Сильвия Хукс (БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049) в роли Камиллы Саландер, Стивен Мерчант (ЛОГАН) в роли Франса Бальдера, Клас Банг (КВАДРАТ) в роли Яна Хольстера, Кристофер Конвери в роли Огаста Бальдера, Вики Крипс (ПРИЗРАЧНАЯ НИТЬ) в роли Эрики Бергер, Камерон Бриттон (сериал «Охотники за разумом») в роли Чумы и Сюннёве Макоди Лунд (ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ) в роли Габриэллы Грейн.
ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ станет первым англоязычным фильмом франшизы, не имеющим аналогов на другом языке. Предыдущие книги серии были экранизированы на шведском языке, картина ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА была ремейком одноимённого шведского фильма. Триллер собрал в мировом прокате более $230 млн.
Студия продолжает работать над следующей книгой серии «Миллениум» – «Девушка, которая мстит» [The Girl Who Takes an Eye for an Eye]. Columbia Pictures сохраняет за собой права на экранизацию всех последующих книг серии «Миллениум».
Сценарий фильма написали Джей Басу, Федерико Альварес и Стивен Найт, взяв за основу бестселлер Давида Лагеркранца. Продюсировать новый фильм франшизы взялись Скотт Рудин, Эли Буш, Оле Сонберг, Сёрен Стемосе, Берна Левин, Эми Паскаль и Элизабет Кантильон.

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

О ФИЛЬМЕ

Читатели всего мира сделали «Миллениум» одной из самых успешных серий в новом веке, отчасти благодаря созданному Стигом Ларссоном персонажу Лисбет Саландер. Экранизации только усиливали интерес аудитории к серии. Поэтому когда в 2015 году Дэвид Лагеркранц выпустил свой роман «Девушка, которая запуталась в паутине», Sony Pictures сразу же объявила, что займётся экранизацией.
«Миру нужна такая отчаянная героиня, как Лисбет Саландер, – считает продюсер Эми Паскаль. – Она защищает беспомощных и обездоленных и делает это по-своему. Других таких, как она, попросту не существует. Время для этого фильма настало, и будет много других историй, которые нам предстоит рассказать».
От пытливого взгляда руководства Sony Pictures не укрылся талант и творческая энергетика восходящей звёзды режиссуры Федерико Альвареса. Работающие над франшизой продюсеры стремились найти режиссёра, который бы направил фильм в новое русло, чтобы картина выделялась на фоне других приключенческих боевиков, но при этом, не разочаровала бы преданных поклонников франшизы. Альварес зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, сняв ремейк классического ужастика ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ЧЁРНАЯ КНИГА в 2013 году и оригинальный триллер НЕ ДЫШИ в 2016 году. Учитывая понимание продюсерами материала, амбициозные планы Альвареса по расширению границ жанра и намерение студии обрести в лице режиссёра нового члена семьи, Альварес стал идеальным кандидатом на режиссёрское кресло на съёмках фильма ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ.
Альварес не мог упустить шанс поработать над историей, в которой гармонично сочетались драма, саспенс и экшен. Он понимал, что фильм ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ пробуждает в зрителях подсознательные и эмоциональные инстинкты. «Мне важнее всего то, что фильмы франшизы ни на что не похожи – меня, как режиссёра, всегда интересуют именно такие проекты, – объясняет Альварес. – Я получил бесценную возможность снять фильм, аналогов которому не найти. Это необычное сочетание экшена, впечатляющей персонажной драмы и скандинавского нуар-триллера. Элементы делают картину очень особенной».
Впрочем, самым важным элементом франшизы Альварес вполне оправданно считает героиню. Впервые за всю историю серии «Миллениум» Лисбет Саландер оказывается главным, а не второстепенным персонажем. «Я решил взяться за этот фильм именно благодаря Лисбет, – утверждает Альварес. – Она представляет женщин, которые готовы заявить: «Это уже чересчур!» Я считаю, что этот посыл крайне актуален».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

Одной из главных черт характера Лисбет Альварес называет готовность к борьбе. Режиссёр был намерен всецело изучить и отобразить эту черту в фильме ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ. «Лисбет очень наглядно даёт понять, что не собирается мириться с участью жертвы, – объясняет режиссёр. – Сколько бы преград ни возводилось на её пути, она готова преодолеть все. Подобной отчаянности и целеустремлённости вы не видели ни в одном другом фильме франшизы. У нашей героини железная сила воли. Сколько бы раз её ни сбивали с ног, ни отбрасывали назад и ни ставили на колени, она всегда поднимается и продолжает сражаться. Мне кажется, это качество будет хорошо понятно всем зрителям».
На страницах сценария татуированная наёмница Лисбет Саландер сочетала в себе все качества, о которых может мечтать любой актёр. Она непредсказуема, талантлива, таинственна, немыслимо крута и чужда условностям, но при этом чётко представляет себе границы добра и зла. Не дай Бог кому-нибудь зажечь в ней огонь борьбы за справедливость, особенно если жертвами становятся беззащитные. Лисбет можно считать воплощением современной героини, поэтому продюсерам было очень важно подобрать соответствующую образу актрису. По важности кастинг можно было сравнить с поисками актёра на роль Бонда или Супермена. Алварес, Паскаль, Кантильон и другие продюсеры предложили непростую роль звезде сериала «Корона» Клер Фой, и актриса с радостью согласилась.
«Такой Лисбет Саландер мы не видели никогда, – утверждает продюсер Элизабет Кантильон. – Клер Фой представит зрителям совершенно новую героиню. Клер вобрала в себя эссенцию Лисбет, став сильной героиней с тщательно скрываемыми уязвимостями».
Альварес признаётся, что ему очень нравится сериал «Корона», особенно Фой в роли королевы Елизаветы II. Режиссёр считает, что британская актриса отлично подошла на роль Лисбет Саландер. «С первой сцены «Короны» я влюбился в то, как виртуозно она обыгрывает все эмоциональные повороты сюжета, – объясняет Альварес. – Она способна передать эмоциональное состояние своей героини одним только движением глаз».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

Фой была хорошо знакома с книгами серии «Миллениум» и со своей героиней. «Мне очень нравились эти книги, – говорит актриса. – Когда я их читала, мне было примерно двадцать лет, так что книги были о приключениях моей сверстницы. История о женщине в роли борца за справедливость шокировала меня в самом лучшем смысле. Следить за её злоключениями было крайне интересно».
По мнению Фой, Лисбет в фильме ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ сильно изменилась по сравнению с героиней первых трёх книг. Неизменной осталась только её предыстория и целеустремлённость. «Спецслужбы её больше не опекают, теперь она полностью независима, – говорит актриса. – Она богата, но при этом, как мне кажется, чувствует себя потерянной. Она прирождённый боец и на протяжении долгого времени ей было за что бороться. В этом фильме, как может показаться, она впервые теряет конкретную цель. В поисках своих противников она допускает массу ошибок, принимает неверные решения. Однако она сильнее, чем кажется на первый взгляд. Моя героиня – наглядная демонстрация пословицы «Не суди о книжке по обложке».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

По словам Фой, многое в фильме связано с полученной в прошлом травмой, из-за которой Лисбет трудно вступать в отношения. Хотя именно эта травма побуждает её сражаться со злом и защищать обездоленных. «Жизнь Лисбет словно поделена пополам, и обе части воюют друг с другом, – объясняет актриса. – Одна часть требует восстановления справедливости и наказания виновных. Эта половина делает Лисбет импульсивной и непредсказуемой, готовой взять правосудие в свои руки. Другая часть связана с прошлым Лисбет, с её любимой сестрой, от которой моя героиня в своё время отказалась и не хочет, чтобы что-то напоминало ей о том времени. Лисбет пытается убежать от собственного прошлого, которое неизбежно вернётся в её жизнь».
По мнению Федерико Альвареса, именно комбинация отчаянной целеустремлённости и социальной дисфункции делают роль столь сложной. При этом режиссёр убеждён, что Фой представит зрителям совершенно новую и по-своему уникальную Лисбет. «Именно благодаря Клер героиня получилась такой необычной, – говорит Альварес. – Я хорошо знаю Клер и не устаю поражаться, как ей удалось сыграть роль героини, с которой у неё нет практически ничего общего. Трудно представить себе двух других людей, столь не похожих друг на друга. Это говорит о её актёрском таланте, поскольку далеко не каждый актёр способен понять своего персонажа, превратиться в него, убедительно играть чуждые ему эмоции изо дня в день».
Фой отмечает, что работа с Альваресом стала для неё настоящим откровением. «Для многих это не станет открытием, но Федерико – исключительный режиссёр, – говорит актриса. – Он оценивает фильм не только с позиции кинематографиста, но и с точки зрения зрителя, что, как мне кажется, крайне редкое качество для режиссёра. Он понимает, в каком месте необходимо изменить ритм повествования, чтобы сделать акцент на том или ином событии в истории. Он знает, как заинтересовать зрителя и удерживать этот интерес до самого финала, как преподносить новую информацию о персонаже. Он выстраивает в голове сложные цепочки, словно дирижёр, знающий назубок всю партитуру симфонии».
Альваресу предстояло подобрать актёров на другие роли – и тех персонажей, которые уже встречались в предыдущих фильмах, и тех, которые дебютировали во вселенной «Миллениума». Режиссёр искал актёров, которые бы наилучшим образом подходили на роли, учитывая то, что изначально все персонажи книг были европейцами. «Моя задача заключалась в том, чтобы найти подходящих актёров, не обращая внимания на их популярность, – говорит Альварес. – Поэтому меня не останавливало, если нужно было выписать актёра из какой-то европейской страны. Замечательно, что наш Микаэль Блумквист оказался шведом!»1
Сверрир Гуднасон недавно сыграл роль легенды теннисного спорта Бьёрна Борга в фильме БОРГ/МАКИНРОЙ. Теперь же ему предложили вжиться в роль бесстрашного журналиста Микаэля Блумквиста, друга и помощника Лисбет Саландер. «Блумквист, как и Лисбет, стремится помочь нуждающимся в помощи, – говорит актёр. – Возможно, он – единственный, кому Лисбет по-настоящему доверяет. Разумеется, они очень разные, но их объединяют морально-этические нормы. Блумквист жаждет справедливости».
«В начале фильма жизнь моего героя катится под откос, – продолжает Гуднасон. – Он слишком много пьёт, его выживают из его собственного журнала более ушлые коллеги. Он не видел Лисбет уже три года. Но когда она вновь появляется в его жизни, он соглашается помочь, и это словно пробуждает в нём угасшее пламя. Он оживает буквально на глазах».
Альварес признаётся, что его всегда восхищали отношения Блуквиста и Саландер. По словам режиссёра, Гуднасон существенно «обновил» образ своего героя. «Он не задаёт Лисбет лишних вопросов, он принимает её такой, какая она есть, – объясняет Альварес. – Это очень важная черта характера героя, и когда я встретился со Сверриром, я увидел в нём это качество. Кроме того, Клер и Сверрир отлично понимали друг друга. Это было настоящее волшебство».
Фой и Гуднасон стремились каждую сцену сделать как можно более реалистичной. «Он очень умён и внимателен, никогда не выходит из роли, – говорит о своём партнёре по съёмкам Фой. – Он замечательный, феноменальный актёр».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»


Гуднасон, в свою очередь, по достоинству оценил Лисбет в исполнении Клер Фой. «Она не только великолепная актриса, – говорит Гуднасон. – Она очень собранна и решительна, кажется, что она действительно превращается в свою героиню. Она не просто играет роль Лисбет Саландер, она играет свою Лисбет. При этом Клер замечательный человек, с ней очень легко и приятно работать».
Не меньшее восхищение у Гуднасона вызывал режиссёр. «Федерико невероятно умён, чётко представляет себе, что хочет увидеть в кадре, и аккуратно подводит актёров к этому видению. Учитывая его ранние работы, он привнёс в фильм невероятную динамику и напряжение. Работать с ним было очень приятно».
По ходу развития сюжета Лисбет Саландер вынуждена столкнуться со своим прошлым в лице своей сестры Камиллы. Роль таинственной фигуры из мрачного прошлого Лисбет Альварес предложил сыграть нидерландской актрисе Сильвие Хукс. «Я увидел её в фильме БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049 и был поражён её талантом, – признаётся режиссёр. – Она хороша в любом амплуа и крайне непредсказуема, что лично я считаю большим преимуществом актрисы. Я всегда любил сюрпризы, особенно в профессиональном плане».
В отличие от Фой и Гуднасона, Хукс предстояло сыграть героиню, которая пока не появлялась в фильмах вселенной «Миллениум». В книгах Ларссона героиня упоминается лишь раз и появляется лишь в книге «Девушка, которая застряла в паутине». Готовясь к роли Камиллы, Хукс воспользовалась тем, что героиня ни разу не появлялась на экранах, и дала волю воображению. «Мне предстояло заполнить массу белых пятен в её биографии, – объясняет актриса. – И это мне особенно нравится в героинях, о которых ни мы, ни зрители практически ничего не знаем. Я хорошо знакома с миром Лисбет Саландер. Осталось задаться вопросом: «Глядя на героиню, какой могла бы быть её сестра?» Будут ли сёстры похожи, как две капли воды, или будут кардинально отличаться друг от друга? Мне предстояло рассказать зрителям то, чего они пока не знают о Лисбет Саландер. Учитывая её крутой нрав, невольно задумываешься, что она собой представляет? Как она стала такой, и какой была в детстве? Я решила, что отношения между Лисбет и Камиллой могут многое рассказать об обеих героинях. Я обожаю исследовательский процесс, с которого начинается подготовка к любой роли. Мне кажется, только за это можно любить профессию актёра».
Хукс по достоинству оценила стиль работы Альвареса. Режиссёр очень чётко обрисовывал своё видение сцены, но позволял актёрам работать по своему усмотрению. «Он всегда был готов выслушать альтернативную точку зрения и любые предложения актёров, – отмечает Хукс. – Кроме того, мы много импровизировали. На съёмочной площадке царила дружелюбная атмосфера, располагавшая к творчеству. Работать с таким режиссёром всегда очень приятно, интересно и легко».
В определённый момент фильма Лисбет Саландер взламывает протоколы безопасности и пытается скрыться с важным кодом. Её преследует специалист NSA Эд Нидэм, роль которого Альварес предложил сыграть Лакиту Стэнфилду (ПРОСТИТЕ ЗА БЕСПОКОЙСТВО; сериал FX «Атланта»). Режиссёру нужен был актёр, который бы выглядел в Швеции, словно выброшенная на берег рыба. «Нам был нужен необычный, интересный актёр, – говорит Альварес, – и Лакит идеально соответствовал всем требованиям. Он отлично справился со своей работой».
Список актёров фильма, подобранных Альваресом, дополнили Клас Банг (КВАДРАТ) в роли таинственного преследователя Лисбет; Стивен Мерчант (ЛОГАН; сериал «Давайте знакомиться») в роли Франса Бальдера, который даёт Лисбет опасное поручение; Кристофер Конвери в роли Огаста Бальдера, сына Франса; Сюннёве Макоди Лунд (ОХОТНИКИ ЗА ГОЛОВАМИ) в роли главы шведской службы безопасности; и Вики Крипс (ПРИЗРАЧНАЯ НИТЬ) в роли Эрики Бергер, редактора издания «Миллениум».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

О СЪЁМКАХ

Федерико Альварес начал работать над дизайном фильма ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ЗАСТРЯЛА В ПАУТИНЕ задолго до того, как художники предоставили ему первые наброски. В закадровую команду режиссёр пригласил специалистов, с которыми работал прежде над ужастиком ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ЧЁРНАЯ КНИГА или триллером НЕ ДЫШИ или над обоими фильмами. С оператором Педро Луке, дизайнером костюмов Карлосом Розарио и композитором Роке Баньосом Альварес уже работал. С четырежды номинированной на «Оскар»® художником-постановщиком Ив Стюарт и номинированной на «Оскар»® монтажёром Татьяной С. Ригел (ТОНЯ ПРОТИВ ВСЕХ) режиссёр сотрудничал впервые. «Люблю, когда мои коллеги знают наперёд мои вкусы и пристрастия, – объясняет Альварес. – Поначалу я вообще не даю никаких ценных указаний, позволяю людям творить в своё удовольствие. Таким образом они могут показать, как они видят то, над чем работают. Получив первые наброски, я уже могу внести какие-то коррективы и направить творчество в нужное мне русло. Но если подобрать правильную команду, что входит в мои обязанности режиссёра, то и руководить никем особенно не придётся – все и так будут знать, в каком направлении двигаться».
«Мы с Федерико познакомились, когда нам было по 20 лет, – вспоминает Педро Луке, который входил в операторскую группу на съёмках фильма ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ЧЁРНАЯ КНИГА и сам занял место за камерой на съёмках триллера НЕ ДЫШИ. – Мы практически одновременно начали работать в кинематографе: он был монтажёром, а я – помощником оператора. У нас схожий кругозор, мы любим одни и те же фильмы. Он подлинный гений, я очень люблю смотреть, как он работает. Федерико всех нас воодушевлял, задавал стимулирующие к творчеству вопросы, заставлял нас думать. В процессе творческого поиска неожиданно находится решение, как сделать ту или иную сцену лучше».
Луке и Альварес хотели подчеркнуть уникальность героини не только диалогами, но и дизайном, и операторской работой. «Камера должна рассказывать историю и раскрывать характеры персонажей, – убеждён оператор. – Многое зависит от локаций, гардероба, освещения, ракурсов съёмки, контраста. Некоторые сцены будут крайне экспрессивными, почти шокирующими. В заснеженных экстерьерах мы часто делали акцент на глазах Клер – они очень выразительные, в них читается целая буря эмоций».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

«Мы с Педро любим работать на контрасте, – признаётся Альварес. – У киношников есть такая поговорка: «Снимай любовные сцены, как сцены смерти, а сцены смерти – как любовные». Иными словами, жестокость и негатив надо делать красивыми, а красоту показывать в негативном свете. Я стремился быть непредсказуемым, чтобы вызвать у зрителей реакцию недоумения. Фильм будет держать зрителей в постоянном напряжении, потому что на экране будет происходить совсем не то, к чему они будут готовы, а кардинально противоположное. Я считаю подобные сюрпризы своим долгом рассказчика. Если аудитория сможет предугадать, что произойдёт в следующей сцене или как это будет выглядеть, значит я потерпел неудачу».
Разумеется, удивлять зрителей очень важно. Однако в случае с Лисбет Саландер Альваресу пришлось более тщательно работать над внешностью героини, чтобы угодить ожиданиям фанатов. Отчасти по той же причине местом действия фильма был выбран Стокгольм, а Фой освоила шведский акцент.
Любой, кто хоть раз был в Стокгольме, не станет спорить с тем, что это один из самых красивых городов на планете. Однако Альварес и тут смог найти способ удивить зрителей. «Мы постарались показать Стокгольм таким, каким вы не ожидаете его увидеть, – объясняет режиссёр. – В кадре не будет старых коттеджей в европейском стиле. Напротив, мы хотели показать современный мегаполис многонациональной Европы, и, надеюсь, нам это удалось. Тем более, что у нас все персонажи были из разных стран мира».
Художник-постановщик Ив Стюарт была номинирована на «Оскар»® за дизайн фильмов КУТЕРЬМА; КОРОЛЬ ГОВОРИТ!; ОТВЕРЖЕННЫЕ; и ДЕВУШКА ИЗ ДАНИИ. Специализируясь на исторических картинах, Стюарт не могла отказать себе в удовольствии поработать над современным фильмом. «Я поработала на съёмках многих красивейших исторических картин, поэтому современность стала для меня, фактически, неосвоенной территорией, – признаётся художница. – Кроме того, мои дети подрастают, недавно они посмотрели фильм НЕ ДЫШИ. Поэтому когда они услышали, что фильм снимает Федерико, сразу же заявили, что я должна взяться за эту работу».
Кроме всего прочего, Стюарт была заинтригована жанром триллера. «Холодная и туманная Скандинавия завораживает меня, – говорит она. – Эти северные страны всегда мне казались мрачными и зловещими».
«Мы покажем и мрачную сторону Стокгольма, но, опять-таки, не так, как вы ожидаете, – продолжает Стюарт. – Я некоторое время провела в Стокгольме и могу сказать, что это замечательный город, очень тёплый и дружелюбный. Мы же хотели показать холодный мир, в котором оказывается Лисбет, когда выступает против системы. Поэтому наша Швеция покажется зрителям более холодной и строгой, как монолитная ледяная стена. Любой человек на фоне такой стены покажется маленьким».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

ОБРАЗ ЛИСБЕТ САЛАНДЕР

В работе над образом главной героини Альварес решил полностью довериться своим коллегам и, конечно же, Клер Фой, чтобы посмотреть, какой героиню видят они сами. «В своих фильмах я не слишком много внимания уделяю внешности персонажей, – объясняет режиссёр. – Мне куда важнее внутренний мир героев, чем их внешний облик. Но тут без татуировок и пирсинга не обошлось».
Альварес решил, что фанаты франшизы должны узнать в Лисбет полюбившуюся героиню. «Для подавляющего большинства татуировка отождествляется с крайней степенью увлечённости, – говорит режиссёр. – Когда что-то интересует тебя настолько, что ты хочешь оставить изображение на своём теле до конца жизни. Но лично для меня принципиальным было только то, что невозможно снимать фильм о «девушке с татуировкой дракона» без девушки с татуировкой дракона!»
«Тут мы столкнулись с некоторой неоднозначностью, – продолжает Альварес. – Книги были написаны в начале 2000-х, тогда было совсем другое время. Татуировка символизировала бунтарство, ты оставлял на теле отметину, которой заявлял, что отличаешься от других. Лисбет выглядела опасной анархисткой. Теперь же татуировки есть практически у всех, людей уже нельзя этим даже удивить, не то, что шокировать. Действие фильма происходит в наши дни, поэтому мы стремились не столько шокировать зрителя образом героини, сколько выделить её из общей массы людей».
Учитывая всё это, над образом героини работали гримёр и визажист Хайке Меркер, дизайнер костюмов Эллен Миройник, которая занималась только гардеробом Лисбет, и, безусловно, сама Фой. Результаты совместного творчества критически оценивались Альваресом.
«Сложность состояла в том, чтобы сделать что-то новое и необычное, подходящее Клер, но в то же время угодить фанатам, у которых есть своё представление и ожидания», – объясняет Меркер. Она начала работу с создания альбома с возможными вариантами образа героини. «В начале у нас было огромное множество вариантов, – вспоминает визажист. – Мы даже предложили выбрить половину головы и на бритую кожу нанести татуировку, однако в конечном итоге от этой идеи отказались. В результате героиня получила татуировки на шее, на лодыжке, на попе, на плечах, на руках татуировки складывались в предложение. Дракона мы нарисовали на спине».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»


«Мы долго ломали голову над тем, каким должен получиться дракон, – продолжает Меркер. – Где именно его разместить? Насколько большой должна быть тату? Нужно ли показывать размах крыльев или достаточно только одного крыла в профиль? Должен ли хвост обвивать тело?» Кроме того, были и некоторые технические сложности. В частности, «татуировки» должны были восстанавливаться каждый день. Даже когда большая часть вопросов была снята, по поводу отдельных элементов мы продолжали вести горячие споры. В частности, дебаты были вызваны положением головы дракона и различным дизайном крыльев.
Фой внесла свою лепту в работе над дизайном татуировок. Она отметила, что дракон должен как-то себя «проявлять», даже полностью скрываясь под верхней одеждой. «Я предложила рассмотреть драконов из скандинавского эпоса, – рассказывает Фой. – Я хотела, чтобы крылья дракона были у меня на плечах – создавалась бы иллюзия, что он двигает крыльями, когда я повожу плечами. Затем появилась идея, что дракон может изрыгать пламя, которое поднимается на шею».
Над акцентом Фой помогал работать логопед Уильям Конакер, который раньше помогал актрисе освоить британский акцент для роли королевы Елизаветы II в сериале «Корона». «Соответствующий акцент помогает актёрам вжиться в роль, а зрителям – поверить в происходящее на экране, – считает он. – Для этого фильма нам нужен был лёгкий шведский акцент. Федерико прислал мне несколько ссылок на видео на портале YouTube, в которых люди говорили с понравившимся ему акцентом, и мы ориентировались именно на эти ролики».
«Для создания требуемого акцента необходимо фактически немного изменить звучание некоторых гласных, – продолжает логопед. – Иногда меняется движение губ при произношении того или иного звука. Обычно, мы ограничиваемся пятью или шестью гласными. Остаётся только вычленить в репликах персонажа слова с этими звуками и поработать над их произношением». Фой освоила новый акцент всего за десять дней.
Когда продюсеры сочли новый акцент Фой удовлетворительным, Конакер приступил к работе с другими актёрами, чтобы их акцент соответствовал её произношению. «Мы хотели, чтобы все актёры говорили так же, как она, – объясняет Конакер. – Жительнице Нидерландов Сильвии Хукс достаточно было убрать американский акцент, над которым она столь тщательно и кропотливо работала. Акценты Лисбет и Камиллы должны были быть схожи, ведь они – сёстры. Ближе к финалу фильма есть сцена, в которой героини говорят друг с другом, а я смог насладиться проделанной работой. У Сверрира шведские и исландские корни, поэтому ему тоже пришлось на время забыть об американском акценте».
За пирсинг Лисбет отвечал дизайнер костюмов Карлос Розарио. «Мне очень важно первое прочтение сценария, – признаётся он. – В тот момент я пока не связан ни видением режиссёра, ни мнением актрисы, ни требованиями продюсеров. Есть только я и сценарий. По время чтения я замечаю какие-то незначительные описания, которые помогают мне создать костюм. Это происходит как-то само по себе. Интуитивно чувствуешь энергетику и дух каждого из персонажей и понимаешь, какая одежда ему или ей больше подойдёт».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»


Разумеется, это было только начало работы. «Мне было необходимо следовать эстетике Федерико, прислушиваться к пожеланиям актрисы, – рассказывает о дальнейшей работе дизайнер. – Это очень органичный творческий процесс, в котором от одного человека мало что зависит. Мне остаётся свести все пожелания к единому знаменателю».
По мнению Розарио, фильм уникален хотя бы потому, что мир популярной франшизы будет показан через призму мировоззрения Федерико Альвареса. «Федерико решил, что на этот раз Лисбет должна быть более отзывчивой, чем в предыдущем фильме, – говорит дизайнер. – Мы хотели дать зрителю шанс ассоциировать себя с главной героиней, поэтому отошли от готики и создали для Лисбет образ отчаянной байкерши. По ходу развития сюжета она неоднократно переодевается, и каждый костюм что-то рассказывает о ней».
Альварес предложил Фой самой выбрать, каким будет пирсинг её героини. Режиссёр хотел быть уверен, что вжившаяся в роль актриса сделает правильный выбор. «Кажется, мы собрали все клипсы, какие только можно себе представить, и разложили их перед Клер, – вспоминает Альварес. – Клэр начала примерять их, а нам оставалось только следить за этим творческим процессом. Клипсы были самые разные – из разного материала, разных цветов и с разными украшениями, однако каждая несла в себе смысловую нагрузку».
Одним из самых запоминающихся элементов грима стала маска, в которой Лисбет предстаёт в начале фильма. «Мы перепробовали множество разных вариантов, – вспоминает Меркер. – Должна ли быть маска чёрной или красной, или белой? На всё лицо? На пол лица? Только на глаза? Захватывать брови или нет? В конечном итоге мы остановили выбор на белом цвете, сходящем на нет по краям лица. Получилось очень органично, нетрудно было себе представить, как Лисбет наносила эту маску».
«Она хотела до смерти напугать того человека, – объясняет смысл грима Фой. – Маска была грубоватой, словно сделанной второпях. Она приложила все усилия, чтобы внушить оппоненту истинный ужас. В результате макияж чем-то напоминал боевую маску, словно заявляя, что шутки кончились».
Сильвию Хукс также ожидали метаморфозы, связанные с костюмами, причёсками и гримом. «Когда мы видим её впервые, она очень сексуальна, в коротком платье с практически открытой спиной, – говорит Розарио. – Платье должно было быть особенным из-за освещения в наполненной дымом комнате. Я выбрал материю под цвет кожи Сильвии и, кажется, угадал с выбором».
Фильм снят в чёрных, белых и красных тонах. «Чёрный ассоциируется с темнотой, белый – со светом и снегом, а красный – с капающей на снег кровью», – объясняет выбор палитры гримёр и визажист Нейке Меркер. Ничего удивительного в том, что в финале фильма героиня Хукс появляется в красном платье. Розарио разработал костюм героини с таким расчётом, чтобы актриса могла носить разные по высоте, но одинаковые по фасону туфли. Так ей было проще сниматься в динамичных сценах.
Вместе с Меркер Розарио работал над внешностью Камиллы. «Очевидно она должна была стать блондинкой, это было в сценарии, – говорит Меркер. – Но насколько блондинкой? Сильвия сама просила сделать её пепельной блондинкой, почти альбиносом. Она также предложила отбелить брови и ресницы, насколько было возможно. Я подумала: «Почему бы и нет? Белый и чёрный цвета будут выгодно контрастировать в противостоянии двух сестёр». Получился очень интересный образ, особенно вкупе с кроваво-красным костюмом». Меркер также создавала фальшивое шрамирование Камиллы.

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»

О ТРЮКАХ

Альварес стремился снять как можно больше трюков при помощи реальных эффектов, не прибегая к компьютерной графике. «Мы продумали несколько трюков, которых, как мне кажется, в современном кинематографе уже и не увидишь, – рассказывает режиссёр. – Сейчас хромакей стал обычным делом на съёмочной площадке. Мы делали всё от нас зависящее, чтобы не поддаваться этой тенденции. Зато у нас в кадре появились потрясающие ландшафты».
Впрочем, Альварес не требовал от актёров ничего, что не был бы готов выполнить сам. «Я постоянно был на площадке во время всех поединков, – говорит он. – В каждой динамичной сцене я был рядом с камерой, на расстоянии вытянутой руки от актёров, и следил за каждым ударом. Это напоминало какой-то очень странный парный танец».
«Федерико спланировал практически все мыслимые трюки, от А до Я, – улыбается координатор трюков Флориан Хотц. – Все они были очень гармонично вписаны в сценарий, и во время чтения я уже начал прикидывать, как мы будем делать тот или иной трюк».
Альварес был нацелен на невозможное, и каскадёрская группа не стала исключением. «В одной из сцен был довольно сложный трюк – два человека падают с пятиметровой высоты, приземляются на покатую крышу, прокатываются по ней около пяти или шести метров, затем пролетают ещё три метра до земли и кубарем катятся вниз по холму, – вспоминает Хотц. – Я продумал, как поставить эту сцену, и в каких местах её можно было бы смонтировать вплоть до финального кадра. И тут Федерико спрашивает, нельзя ли снять эту сцену без склеек…»
«Признаться, поначалу я вообще сомневался в том, что это возможно, – признаётся Хотц. – Я сказал, что это надо обдумать. На протяжении двух дней у нас был настоящий мозговой штурм этой идеи. Впрочем, другого ответа Федерико от нас и не ожидал. Если бы я сказал: «Без проблем», значит раньше делал нечто подобное. Его же интересовало что-то, чего зрители пока не видели». Сцена оказалась очень сложной в техническом плане, на подготовку и репетиции ушло несколько недель. Многое зависело от слаженной работы операторской группы, декораторов и специалистов по спецэффектам. Однако в итоге всё получилось, и сцена стала самым зрелищным трюком во всём фильме.

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»


Столь же тщательно кинематографисты подошли и к сценам автомобильных погонь. «Один из трюков был особенно сложен, поскольку мы снимали на натуре зимой, дорога была покрыта снегом, а местами – лужами, – объясняет Хотц. – На мокрой дороге машина ведёт себя совершенно не так, как на сухом покрытии. Мы же хотели, чтобы в сцене снялась актриса, а не каскадёр. При этом машина на полном ходу вырывалась на оживлённую автостраду. Мы решили прибегнуть к технике, которую мы называем «наездник». В кадре была полнофункциональная машина, которая управлялась каскадёром, сидящим на крыше. При этом актриса была в водительском кресле и делала вид, что управляет автомобилем сама».
Ещё один трюк стал доступен благодаря новым технологиям. «Обычно в Голливуде в сценах столкновения машин снимаются каскадёры, – говорит Хотц. – Некоторые трюки выполняются на пониженной скорости, а впоследствии «разгоняются» на монтаже. Используя новейшие технологии, мы запустили неуправляемую машину с огромной скоростью, мне кажется, было не меньше 140 км/ч, и устроили аварию. Ещё два года назад подобный трюк был бы невозможен».
Альварес хотел, чтобы Фой сама снималась во всех трюках, которые смогла бы выдержать. «У Клер не настолько богатый опыт в трюковых сценах, поэтому ей пришлось усердно потренироваться, чтобы справиться со всем, что мы ей уготовили», – улыбается Альварес.
Хотц продумал для Фой хореографию ведения боя с учётом особенностей её героини. «Лисбет умна и использует это в поединках, – объясняет каскадёр. – Там, где она не может одержать верх силой или опытом, она применяет хитрость и силу воли. Учитывая это, мы выстраивали все поединки, а героиня выглядела более реалистично».

Подробности создания фильма: «Девушка, которая застряла в паутине»