Подробности создания фильма: «Мег: Монстр глубины»

Подробности создания фильма: «Мег: Монстр глубины»
Джейсон Стэйтем и обладательница ряда наград китайская актриса Ли Бинбин снялись в научно-фантастическом экшн-триллере «Мег: Монстр глубины» под руководством режиссера Джона Тёртлтауба.

Глубоководный батискаф, осуществляющий наблюдение в рамках международной программы по изучению подводной жизни, был атакован огромным существом. Неисправный аппарат лежит теперь на дне глубочайшей части Тихого океана… с оказавшимся в ловушке экипажем. Так как их время на исходе, китайский океанограф-новатор доктор Чжан (Уинстон Чао) вопреки желанию своей дочери Су-Инь (Ли Бинбин) спешно вызволяет из добровольной ссылки спасателя-подводника Джонаса Тейлора (Джейсон Стэйтем), хотя та уверена, что справится со всем сама. Но лишь вместе они смогут спасти команду – и океан – от, казалось бы, неизбежной угрозы – доисторической 23-метровой акулы. Считавшийся вымершим мегалодон выжил… и вышел на охоту.
Пять лет назад Джонас уже сталкивался с этим чудовищным созданием, но ему никто не поверил. Теперь, в команде с Су-Инь, он должен победить собственные страхи и рискнуть жизнью, чтобы спасти тех, кто заперт в батискафе… и снова встретиться лицом к лицу с величайшим хищником всех времен.  
В актерский состав также вошли: Рэйн Уилсон (телесериал «Офис»), Руби Роуз («Джон Уик 2», телесериал «Оранжевый – хит сезона»), Уинстон Чао («Отпетые напарники», «Кабали»), Пейдж Кеннеди (телесериал «Час пик»), Джессика МакНэми («Битва полов», телесериал «Сирены»), Оулавюр Дарри Оулафссон («Большой и добрый великан», «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»), Роберт Тейлор («Конг: Остров черепа», телесериал «Лонгмайр»), София Кай («Туда, куда только нам известно»), Маси Ока (телесериалы «Гавайи 5.0», «Герои») и Клифф Кёртис («Темная лошадка», телесериал «Бойтесь ходячих мертвецов»).
Тёртлтауб снял фильм по сценарию Дина Георгариса, Джона Хобера и Эрика Хобера на основе романа-бестселлера «Мег» Стива Альтена. Лоренцо ди Бонавентура (фильмы «Трансформеры»), Белль Эйвери («Игры дьявола») и Колин Уилсон («Отряд самоубийц», «Аватар») выступили продюсерами картины, а Джеральд Р. Молен, Уэй Джанг, Рэнди Гринберг, Кэтрин Ксуджун Юнг, Чантал Нонг, Барри М. Осборн – исполнительными продюсерами.
В съемочную группу Тёртлтауба вошли номинированный на «Оскар» оператор-постановщик Том Стерн («Чудо на Гудзоне», «Снайпер», «Голодные игры»), оскароносный художник-постановщик Грант Мейджор (трилогия «Властелин Колец», «Кинг-Конг»), монтажеры Стивен Кемпер («Возвращение героя», «Миссия: невыполнима 2») и Келли Матсумото («Стартрек: Бесконечность», «Форсаж 6»), а также художник по костюмам Аманда Нил («Правда», «Пит и его дракон»). Композитор – Гарри Грегсон-Уильямс («Марсианин», фильмы «Великий уравнитель», франшиза «Шрэк»).
«Уорнер Бразерс Пикчерз» и «Гравити Пикчерз» представляют фильм производства «Ди Бонавентура/ Эйпллз Энтертейнмент Инк./Мэйдэй Продакшнс Инк./Флэгшип Энтертейнмент Груп» режиссера Джона Тёртлтауба «Мег: Монстр глубины».
«Мег: Монстр глубины» выплывет на мировые экраны 10 августа 2018 г., на российские – 9 августа, в форматах 2D, 3D и IMAX. В китайский прокат его выпускает «Гравити Пикчерз», на других территориях – студия «Уорнер Бразерс Пикчерз», подразделение компании «Уорнер Бразерс Энтертейнмент».

Подробности создания фильма: «Мег: Монстр глубины»

О производстве фильма: «Мег: Монстр глубины»

«Человек против мелагодона – это не схватка. Это бойня»

Океанские глубины. Неизведанные, непознанные, непокоренные.
«Мег: Монстр глубины – это захватывающее приключение, которое, по словам режиссера Джона Тёртлтауба, «переносит вас в мир, который вы до этого могли видеть только в своем воображении»: «Именно это и делает поход в кинотеатр таким классным и увлекательным».
Звезда экшна Джейсон Стэйтем, возглавляющий международный актерский состав научно-фантастического триллера, добавляет: «Я думаю, это один из тех фильмов, что «делают кассу». Он дает зрителям все, за чем они приходят в кино: развлечение, интригу, экшн и даже немало шуток – все, чего вы так ждете от просмотра блокбастера».
«Мег» – это сокращение от «мегалодона», гигантской акулы, вымершей более двух миллионов лет назад. «Мы обожаем доисторический мир и тайны, которые он хранит, – рассказывает Тёртлтауб. – Но что если мы обнаружим, что это древнее животное существует и по сей день? Что если это гигантское создание вырвалось на свободу и бороздит океанские просторы? В опасности окажутся все: киты, акулы, люди. Какой бы урон понесла экосистема?»  
«Меня всегда завораживал подводный мир, я почти 20 лет увлекаюсь подводным плаванием с аквалангом, – говорит Стэйтем. – Океанские просторы столь велики, и, полагаю, вполне разумно, что большинство людей боятся того, что скрыто в их глубинах, и подсознательно ожидают худшего. Особенно в отношении акул: они пленных не берут. Большая белая акула вселяет панический страх в любого, кто с ней сталкивается. Только представьте, что может сделать с вами существо, в три-четыре раза превышающее ту по размеру. Не хотелось бы оказаться его мишенью».
В фильме Стэйтем играет Джонаса Тейлора, спасателя-подводника, который считался лучшим из лучших, пока не столкнулся с огромным существом, способным проломить корпус атомной подлодки. Оно забирает жизни двух его друзей, а самого Джонаса заставляет бросить работу: на протяжении пяти лет он выбирает алкоголь вместо дайвинга... но у судьбы свои планы. Появление мегалодона на дне Тихого океана угрожает жизням экипажа «Мана-1», океанской исследовательской станции недалеко от побережья Китая. Джонас может оказаться их последней надеждой.
Тёртлтауб отмечает: «Приступая к проекту, мы знали, что у книги Стива Альтена – на самом деле, целой серии книг – есть множество фанатов, и, хотя при экранизации всегда вносятся изменения, мы хотели быть уверенными, что и фанаты книг, и киноманы получат, о чем мечтают».
Конечно, заглавного персонажа на съемочной площадке не было: мег и вся подводная жизнь появились благодаря передовой компьютерной графике, созданной под руководством супервайзера визуальных эффектов Эдриана де Вета.
Съемки фильма проходили исключительно на натурных объектах Новой Зеландии и Китая, а также в прибрежных водах обеих стран.

ВОСКРЕШАЯ МЕГА

«Воскрешению» заглавного персонажа фильма «Мег: Монстр глубины»» предшествовали серьезные исследования. Тёртлтауб отмечает: «Один из самых любимых аспектов моей работы – это то, что при работе над каждым фильмом я становлюсь псевдо-экспертом по какой-то тематике. Я начал изучать мегалодонов и акул, поскольку чем больше вы привлекаете людей реальными фактами, тем страшнее получается фильм».
Скелет как мегалодона, так и современных акул состоит в основном не из костей, а из хрящей, поэтому, помимо зубов и некоторых окаменелых позвонков, останки древних хищников почти не сохранились. Супервайзер визуальных эффектов Эдриан де Вет рассказывает: «Есть формула экстраполирования размера биологического существа на основе его зубов, но существуют разные теории о том, как эти создания на самом деле выглядели, когда бороздили просторы океанов. Мы начали изучать теории ученых, археологов и палеонтологов о мегалодоне и решили отталкиваться от этого. Мы немало потрудились над обликом мегалодона, и у нас было несколько вариантов до появления финального «облика» акулы. Мы хотели, чтобы она казалась огромной и вселяла ужас, но в то же время вполне органичной в водной среде. Самое главное, что мы хотели донести: мег – это не просто более крупная версия большой белой акулы».  
Помимо очевидной разницы в размере, мег и современные акулы различались кожным покровом и количеством жабр. Тёртлтауб поясняет: «Мы снабдили нашего мега большим количеством жабр, чем у акулы, поскольку мы предположили, что в малокислородной среде дна океана у него могли появиться дополнительные жабры».
Самая устрашающая черта мега – это его челюсти. «Его пасть огромна, в ней сотни зубов, –  говорит де Вет. – Они расположены рядами, имеют зазубрины и созданы для того, чтобы разрывать мясо. Стоит добыче попасть ему в зубы, и той уже не выбраться».
В процессе работы над обликом мега де Вет сотрудничал с VFX-компаниями «Скайлайн», «Дабл Негатив» и «Сони Имиджуоркс», чтобы вдохнуть жизнь в персонажа. Мег огромен, за миллионы лет существования он эволюционировал в гидродинамическую машину, убивающую все живое, поэтому он очень подвижен и быстр, – комментирует де Вет. – У него гибкое тело, а взмах гигантского хвостового плавника позволяет ему разогнаться до скорости небольшой моторной лодки. Мы достаточно пристально изучали биомеханику акул и на компьютере моделировали, как они плавают по кругу и вперед. Понадобилось провести множество исследований, чтобы мышцы под его кожей смотрелись естественно».
Для отдельных сцен были созданы макеты головы и хвоста мега. Однако, поскольку актеры в основном опирались на воображение, создатели фильма придумали очень удачный зрительный ориентир, позволявший представить размер акулы. Продюсер Лоренцо ди Бонавентура вспоминает: «Мы расположили рядом несколько транспортных контейнеров длиной 20-27 метров и нарисовали мега на одной из сторон этих контейнеров. Размер поражает воображение; вы чувствуете себя мелкой рыбешкой по сравнению с ним. Чтобы утолить аппетит этой громадины, потребовалось бы много таких рыбешек», – смеется продюсер.
Помимо мега, команды дизайнеров визуальных эффектов также отвечали за весь подводный мир фильма, включая топологию океанского дна и целый ряд странных существ, которые были обнаружены под термоклином. «Мы начали с реальных, дошедших до наших времен животных, но затем позволили себе небольшой полет фантазии, – признается де Вет. – Некоторые из них – гибриды других видов, которых мы «скрестили», поскольку по замыслу это место было отрезано от всего остального мира и скрыто от человеческих глаз».

Подробности создания фильма: «Мег: Монстр глубины»

ПРОСТО ПЛЫВИТЕ

Практически все действие фильма разворачивается в или на воде, поэтому было крайне важно, и более того, необходимо с точки зрения безопасности, чтобы все актеры умели плавать.
Постановщик подводных трюков Дэвид Мьюррелл рассказывает: «Каждый раз, когда актер должен был сниматься в воде, наши команды водолазов и спасателей всегда были рядом. При этом мы обязаны были убедиться в том, что актеры достаточно уверенно чувствуют себя в воде, чтобы выполнять то, что от них требуется».
Постановщик трюков Аллан Попплтон организовали школу по плаванию, где обучались ведущие актеры, каскадеры и актеры массовки. Попплтон уточняет: «В течение четырех недель мы каждый день тренировались в бассейнах, в том числе дважды в неделю в прыжковом секторе, где мы ныряли с трамплинов разных высот. Мы сделали все, чтобы актерам было комфортно в воде и чтобы подготовить их ко всему, что предстояло выполнить на съемочной площадке».
Для актеров эти занятия оказались поистине бесценными, независимо о того, умели ли они до этого плавать. Руби Роуз признается: «Я много занималась плаванием и серфингом, а моя мама – тренер по плаванию, так что я думала, что занятия мне практически не нужны. Я ошибалась: плавать в одежде и обуви я оказалась не готова».
Единственным, кому не было необходимости посещать занятия по плаванию, был Джейсон Стэйтем, чье умение плавать вопросов не вызывало. Каскадер Джош Рэндалл рассказывает: «Джейсон –профессиональный спортсмен и в тренировках особо не нуждался. Однако и ему нужно было готовиться к съемкам, поэтому мы нашли для него специальное оборудование и организовали у него дома небольшой спортзал. Он уже давно это прошел и отлично знает, что делать как в воде, так и вне ее».

СЪЕМКИ НА ВОДЕ

Хотя часть фильма и снималась на открытой воде, съемки в океане сопряжены с целым рядом сложностей, которые здорово бы повлияли на весь процесс. Чтобы обойти эти препятствия, на киностудии «Кумеу» в Окленде, Новая Зеландия, были построены два огромных резервуара с водой. Громадный внешний резервуар, способный вместить около 2,5 миллиона литров, служил для съемок на воде. Отдельный резервуар для подводных съемок – 18 метров в диаметре, пять метров в глубину и объемом в 1,26 миллиона литров – был построен внутри съемочного павильона. Сейчас оба они являются постоянными объектами киноинфраструктуры Новой Зеландии.  
Вода в обоих резервуарах фильтровалась с помощью системы «Ozone», которую нашла команда дизайнеров по спецэффектам. Мьюррелл поясняет: «Она делает воду очень прозрачной и чистой. Одна из проблем съемок в воде – это мутность, ее невозможность «очистить» на компьютере. Визуальными эффектами можно многого добиться, но если вы не видите объект на картинке, вы не можете сделать его «чище». Очень редко на площадке есть резервуар с такой теплой и хорошо отфильтрованной водой, поэтому нам чертовски повезло».
Одним из наиболее напряженных эпизодов, где использовались комбинированные съемки, была сцена, когда Джонас ныряет в океан с борта катера «Шарлотт», принадлежащего институту Чжана, чтобы поставить метку на мегалодона. Операция выходит из-под контроля, когда гигантская акула обращает внимание на Джонаса и устремляется за ним в погоню.
Стэйтем, который в этой сцене все трюки выполнял сам, рассказывает: «Частично мы снимали ее в океане, поскольку на заднем плане должна была быть лодка, которая тащит меня на буксире, а это подделать невозможно. Важно было снять это «вживую». Но ту часть, где меня поднимают из воды на большой скорости, пришлось снимать с помощью специальной вышки с тросами. Было бы слишком опасно выполнять этот трюк на корме настоящей лодки, поэтому его мы проделали в резервуаре».
Огромная надстройка на катере использовалась, чтобы тянуть Стэйтема по воде, а также позволяла разместить на себе подъемный кран и съемочную бригаду. Чтобы снять подводную часть погони, был задействован подводный буксировщик, который часто используют водолазы.
Еще в одном эпизоде Су-Инь погружается в воду внутри специальной клетки для защиты от акул. Начало сцены, когда ее погружают с борта «Шарлотт» в воду, снималось на открытой воде, а остальная часть – в резервуаре для подводных съемок.
В отличие от традиционных металлических клеток, клетка станции «Мана-1» имела цилиндрическую форму и была сделана из прочного поликарбоната. В фильме клетка – дело рук Джэкс, но на самом деле ее автором стал художник-постановщик Грант Мейджор. Он объясняет: «Я хотел добиться большей кинематографичности и сделать клетку практически невидимой, чтобы зритель мог видеть напряжение на лице Су-Инь, когда она оказалась лицом к лицу с мегом».
Что касается «Шарлотт», Мейджор говорит: «Судно мы взяли в аренду в Окленде, и я реконструировал верхние палубы, чтобы оно выглядело так, будто принадлежит океанографическому институту».
Создатели фильма не могли использовать арендованное судно в течение всего съемочного процесса, особенно с учетом того, что впоследствии происходит с «Шарлотт» по сценарию. «Нам очень повезло, что нашу лодку строили судостроители из Окленда. Мы поручили им воссоздать только ее корму, которую мы поместили в наш резервуар на студии «Кумеу», – рассказывает Мейджор.
Используя сложную гидравлическую систему, команда по спецэффектам во главе со Стивом Инграмом в несколько этапов смогла опрокинуть корму «Шарлотт». Аллан Попплтон поясняет: «Они построили потрясающее устройство, чтобы «ронять» эту декорацию весом в 12,5 тонн, для чего потребовались долгие исследования и тщательная подготовка. А затем моя команда каскадеров принялась за свою часть работы. Когда все было готово, получилось потрясающе – контролируемо, и, что самое главное, безопасно. Сами актеры смогли выполнять часть трюков на начальных стадиях, но большая часть эпизода с опрокинувшейся кормой снималась с помощью дублеров».
Художник по костюмам Аманда Нил рассказала, что материал гидрокостюмов актеров она подбирала, исходя из «различных типов окружающей среды, в которой они работали»: «Мы использовали костюмы разной толщины: 7-ми миллиметровый слой неопрена – для открытого океана, 5-ти миллиметровый – для резервуара и 2-х миллиметровый – для всех сцен вне воды. Мы также экспериментировали с текстурой и цветом, поскольку при погружении под воду цвет теряет интенсивность».
Кроме судна, использовавшегося в качестве декорации, для съемок в заливе было задействовано множество катеров технической поддержки, поскольку, как только съемочная группа оказывалась далеко от берега, перевозить людей туда и обратно становилось невозможно. В своеобразную флотилию вошли катер для съемочной группы, на которой был установлен 15-метровый подъемный кран «Техно», а также катера гримеров и стилистов, костюмеров и реквизиторов, кейтеринга и водолазов-спасателей.

СЪЕМКИ НА СУШЕ

Те подводные океанские суда, которые мы видим в фильме, на самом деле, не покидали пределов съемочного павильона: одноместный обтекаемый батискаф «Глайдер»; злосчастная подлодка, на которой оказались Лори, Уолл и Тоши; спасательный батискаф, управляемый Джонасом.
Разрабатывая дизайн этих трех подводных судов, Грант Мейджор изучил конструкцию и механизмы реально существующих глубоководных батискафов. Одним из его самых сложных творений стал «Глайдер», напоминающий подводную гоночную машину. Он состоял из стальной рамы и ярко раскрашенного наружного корпуса из стекловолокна. В центре находилась кабина пилота, которая под любым углом сохраняла равновесие благодаря стабилизационному механизму.
Каждый из подводных батискафов устанавливался на гиростабилизатор в «Окленд Филм Стьюдиос» («AFS»). Интерьеры судов различались, но все они были снабжены экранами мониторов, а также целым набором кнопок и рычагов. Однако, пульт ручного управления присутствовал там не только для красоты – он давал актерам возможность управлять гиростабилизатором, а также экранами мониторов в соответствии с происходившими по сюжету событиями.
Все интерьеры «Мана-1» также были сконструированы в «AFS», включая высокотехнологичный Центр контроля за погружениями с его панорамными экранами с обзором в 360 градусов, которые можно было видеть из любой точки помещения. Самой масштабной декорацией стал смотровой отсек нулевого уровня, из которого открывались потрясающие виды подводного мира и его обитателей. Расположенные по кругу соединяющиеся друг с другом коридоры с прозрачными стенами поддерживаются решеткой из стальных балок, которая может выдерживать давление, действующее на глубине 90 метров. Эта конструкция затем была поднята над уровнем пола, что позволило Тёртлтаубу и оператору-постановщику Тому Стерну снимать как сверху, так и снизу.

ОКОНЧАНИЕ СЪЕМОК

После того, как были завершены съемки в Новой Зеландии, съемочная группа переместилась в Китай, где должны были отснять оставшуюся часть фильма. Остров Хайнань и курортный город Санья оказались прекрасными декорациями для кульминационного нападения мега.
Чтобы обеспечить безопасность тысяч актеров массовки как на суше, так и в воде, была разработана и строго соблюдалась система пересчета людей, задействованных в процессе.
Когда съемки в Китае завершились, Тёртлтауб занялся пост-продакшном, работая над окончательной версией фильма вместе со своими монтажерами, Кемпером и Матсумото, и композитором Гарри Грегсон-Уильямсом, который написал саундтрек к фильму. Как полушутя-полусерьезно отмечает Тёртлтауб: «Можно ли представить себе худшую работу для композитора, чем писать саундтрек к фильму об акуле? Бедный Гарри».
Нимало не смущаясь, Грегсон-Уильямс отвечает: «Для «Мега…» я хотел создать «звуковую сигнатуру», которая бы стала своеобразным сигналом тревоги – природный звук, который мгновенно вселяет страх. В поисках нужной тональности я натолкнулся на такой природный музыкальный инструмент как раковина моллюска. Ее звук ни с чем не спутаешь, он древний как сам мир, мне показалось, он способен дать голос вселяющему ужас неведомому подводному миру. Одновременно, я сочинил оркестровый мотив, исполняемый на рожках и медных духовых инструментах, – он использовался для тех моментов, когда мег обнаруживал свое разрушительное присутствие».
Джон Тёртлтауб рассуждает: «Нашей главной целью было не только напугать и развлечь зрителя, но и раздразнить его воображение. Как показано в фильме, в океане есть неосвоенные места, куда мы не можем попасть, и там вполне может обитать что-то страшное».
«И лучше бы ему, пожалуй, там и оставаться», – резюмирует режиссер.

Подробности создания фильма: «Мег: Монстр глубины»