Выставка «Маленькие чудеса большого мастера» в музее «Русский Левша»

Выставка «Маленькие чудеса большого мастера» в музее «Русский Левша»
С 3 октября в музее «Русский Левша» волшебная выставка «Маленькие чудеса большого мастера» с миниатюрными рассказами в бронзе и стали петербургского художника по металлу Анатолия Беланова.

Произведения Анатолия Беланова уникальны. Миниатюрная пластика читается, как увлекательная литература – жесты, позы, выражения лиц его героев красноречивы. В образах ни одного случайного элемента, металл живой. Представляясь публике, персонажи открыто исповедуются или, напротив – подчеркивают, что хранят важные тайны. Многие скульптуры пересмеиваются с теми, кто способен понимать тонкий юмор. Белановская миниатюра не просто художественный раритет с большой фантазией, диковина, повторить которую не способен никто, сколь бы умел мастер не был. Его произведения - это настроение, дыхание, сила, душевное переживание конкретных мгновений жизни талантливого человека, излитое в материал, и бесспорное достояние национального искусства отечества. В девяностые годы Советский Союз находился у черты развала, культура и искусство уступили первенство политике, многие ведущие музеи страны опустели и не знали, каким образом выжить в условиях обнищавшего бюджета. Трудное время. Однако Третьяковская галерея приобретает в фондовую коллекцию клетку с бронзовыми птицами Анатолия Беланова в качестве лучшего образца малой формы. А кузнец-художник в составе петербургской бригады профессионалов получает престижный заказ и ваяет кованый металлодекор знаменитой правительственной дачи в Форосе, где в момент ГКЧП изолируют М. Горбачева.

Анатолий Беланов творчество назначил судьбой, независящей от количества денег. Он рисует, лепит, льет, полирует свои мысли, ведет со временем образный разговор и, как великий сказочник, придумывает в металле собственную страну, населяя ее любимыми писателями, литературными персонажами, воинами, рыцарями, богатырями и забавными зверятами. Все штучное, настоящее - умопомрачительное! А. Беланов стопроцентный барон Мюнхгаузен, способный на бесконечные выдумки, Дон Кихот, готовый сражаться безграничным трудолюбием и природной мудростью с мельницами всесокрушающего времени, Санчо Панса, верой и правдой служащий искусству и тем, кого искренне любит, а сила его любви к друзьям и жизни сродни силе богатырской. Свою философию бытия мастер отражает в работах «Шахматное королевство». Есть деревянное, несколько версий отлиты в бронзе. Фигуры интеллектуальной игры наступают, сдаются, продумывают шаги и удары, замирают в глубоком раздумье, обязывая игроков вести сражение с учетом характера каждого типажа. Королевы соблазнительны, короли глупы… Колоритно и звучно: на поле брани слышен цокот копыт коней убегающего противника и салют пушек победителя. Жизненное представление.

Кузнечная пластика петербургского художника, члена Союза кузнецов России, представлялась на страницах многих журналов и газет, вошла в анналы специальной литературы для мастеров кузнечного искусства. Анатолий Беланов выставлял свои работы на многих художественных выставках не только в Санкт-Петербурге. Например, в советское время ему было предложено представить авторскую коллекцию на Выставке достижений народного хозяйства в Москве с обязательством погасить все расходы, сопряженные с участием. Многим умельцам такое не приснилось бы во сне. Но полное собрание произведений маэстро не видел никто. Свою скульптуру мастер не продавал, иногда просто стеснялся назвать цену кропотливого труда. Впрочем, истинные ценители и коллекционеры миниатюрной скульптуры были готовы умножать авторскую стоимость в десятки раз. Но и в таких случаях отказывал, все сотворенное нравилось самому так, что не хотел расставаться. А. Беланов слыл удивительным сказителем, и у каждого миниатюрного произведения, созданного им, была необыкновенная история, которая рассказывалась тихо, почти шепотом: «Ты, вот послушай, это правда…». Завораживал зрителя до эмоционального взрыва.

Как настоящий художник А. Беланов задумывал и детально прорисовывал каждую будущую миниатюру, хотя знал, что изобретенный им процесс литья чреват импровизациями, сюрпризами, и многое происходит не без помощи небесных покровителей кузнецов и ремесленников. Подчиняя консервной банке центробежные силы природы, творец заставлял неживой материал проявить свою образную сущность, всегда искренне удивлялся результату и никогда не разочаровывался. Нечаянности процесса ручной отливки превращал в эффектные достоинства - технические пузыри и пустоты, при тщательной отделке, становились продуманными художественными штрихами, фактурными изысками, усиливающими эмоциональность восприятия. Например, в случайно образовавшейся дырке прекрасно устраивались какие-нибудь детали – композиция обретала черты самостоятельного мира. Год от года на нескольких полочках, устроенных в маленькой квартире скромного человека и большого мастера, множилось собрание бронзовых персон. Они и сегодня пребывают там в молчаливом ожидании случая публично представиться, чтобы в честь таланта их создателя звучали заслуженные аплодисменты.

Выставка «Маленькие чудеса большого мастера» в музее «Русский Левша»


6+ Музей Русский Левша, ул. Итальянская 35
Дата мероприятия 03.10.2018 в 17:00