Концерт к 130-летию Андреевского оркестра в БЗ филармонии

Концерт к 130-летию Андреевского оркестра в БЗ филармонии
7 ноября на сцене Большого зала филармонии прозвучат «Страсти по русской революции 1917 года» – поэтория петербургского композитора Виктора Плешака для чтеца, четырех солистов, органа, смешанного хора и русского оркестра в девяти частях.

«Страсти по русской революции 1917 года» написаны специально для Андреевского оркестра и посвящены 100-летию события, в корне изменившего ход российской и мировой истории (премьера состоялась в декабре 2017 года в Большом зале филармонии). По словам композитора, слово «страсти» в названии сочинения отсылает, скорее, не к страстям Христовым, а к запредельным в своем выражении страстям человеческим.

Поэтория продолжает музыкально-историческую эпопею Виктора Плешака «Русский миръ», первые части которой также звучали на сцене Филармонии в исполнении Андреевского оркестра.  В разных частях эпопеи осмысливаются важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Примечательно, что во всех частях "Русского мира" Плешак одновременно является и композитором, и либреттистом, демонстрируя глубокие познания в области истории, литературы, поэзии, канонических текстов и философских трудов. Также как и остальные части цикла, «Страсти» созданы автором специально для оркестра имени В.В. Андреева, с которым Плешака связывает давняя дружба и плодотворные творческие контакты. Именно этот уникальный коллектив позволяет воплотить в жизнь многие музыкальные идеи композитора, сочетая в себе утонченный колорит русских инструментов, профессионализм, блестящую сыгранность состава и безграничные оркестровые краски.

Жанровая сущность произведения обозначена композитором как поэтория. Ведущую роль автор отдаёт пророческому слову поэтов-современников революции, которых озвучивают солисты. Отрывки из знаменитых произведений В. Маяковского (поэмы «Хорошо» и стихотворения «Левый марш») поручены басу; революционная лирика С. Есенина (строки из стихотворений «Ответ» и «Воспоминание», поэмы «Песнь о Великом походе») звучат в устах баритона; фрагменты из поэмы «Двенадцать» А. Блока («трагического тенора эпохи», по словам А. Ахматовой) переданы тенору; мятежная и пронзительная лирика М. Цветаевой (в основном, из цикла «Лебединый стан») отдана композитором сопрано.
Важную роль в музыкальной драматургии поэтории отдана хору, который то выступает как комментатор или участник революционных событий, то включается в диалог с солистом или просто поддерживает его высказывание, то предлагает художественное обобщение происходящего. Стилистическая палитра хора весьма многообразна: здесь и боевые маршевые песни, и церковные песнопения, и певучая кантилена, и удалые возгласы толпы, и частушечные интонации.

Инструментальный состав поэтории весьма необычен: мягкие тембры русских национальных инструментов Андреевского оркестра дополнены органом, звучание которого придает произведению грандиозность и мощь, а также связывает его с образцами духовной музыки прежних эпох.

Концептуальная кульминация произведения помещена в заключительный раздел последней части «Страстей», построенный на поэтических строках русского религиозного философа Владимира Соловьева (стихотворение «Бедный путь»). На финальных словах поэтории звучит гимн свету, солнцу и всемирной любви, объединяющий солистов, хор, оркестр и орган.

Символично, что "Страсти" родились в Санкт-Петербурге – "колыбели" революции, и прозвучат в исполнении Андреевского оркестра – коллектива со 130-летней историей, пережившего эти и все последующие драматические события в жизни нашей Родины.

Концерт к 130-летию Андреевского оркестра в БЗ филармонии


6+ Санкт-Петербургская филармония
Дата мероприятия 07.11.2018 в 19:00

Упоминания