Театр На Литейном

Театр На Литейном
телефон: (812) 273-53-35
адрес: 191104, Литейный пр. 51
район: Центральный
метро: Пл. Восстания

В 1909 году на месте старинного манежа графа Шереметева начал работу «Литейный театр», репертуар которого составляли пьесы Театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии. Литейный театр в начале ХХ века служил площадкой для реформаторских опытов Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, М. Фокина, М. Кузмина. С театром сотрудничали Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев — лучшие художники «Мира искусства», а также писатели Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник, Н. Тэффи, А. Аверчченко. Название театра постоянно менялось: в 1911-12 — «Мозаика», с 1913 — «Литейный интимный».

После революции здание на Литейном, 51 было временным пристанищем для разных театральных групп. Среди них были и выдающиеся. В 1926 — Передвижной театр под руководством П. Гайдебурова и Н. Скарской, в 1928 — ТРАМ. В творческой жизни этого театра активно участвовал молодой ленинградский композитор Д. Шостакович. В 1932-37 в здании работал театр ЛОСПС под руководством А. Винера. Во время войны театр был частично разрушен, и не принимал зрителя почти десять лет.

В 40-е годы правительством Ленинградской области было создано два театра — Ленинградский областной Гастрольный и Ленинградский областной драматический. Первым руководил А. Винер, вторым — Г. Гуревич. В 1956 году эти театры обрели стационар на Литейном, 51. В 1963 году два театра объединились в «Театр драмы и комедии», главным режиссером назначили Г. Гуревича. Главным художником стал Э. Кочергин. Время, называемое «оттепелью», дало возможность появления и проявления многих выдающихся творцов. Заметным событием стали спектакли Е. Шифферса, выпущенные в «Театре драмы и комедии». Власти их запретили, но ситуация в культуре начала меняться.

Новый главный режиссер театра Я. Хамармер чувствовал время и общество. Он пригласил на постановки К. Гинкаса, Л. Додина, Е. Падве, Г. Яновскую. Некоторые их спектакли сокращали, некоторые запрещали, некоторые оставались в репертуаре долгое время. Но главная цель была достигнута — молодые режиссеры имели возможность работать и развиваться.

В 1991 году на петербургских афишах появилось новое название — Театр «На Литейном», а главный режиссер Г. Тростянецкий выпустил легендарный спектакль «Скупой» по Мольеру. Должность главного художника театра занял В. Фирер.

Сегодня Театр «На Литейном» считается одним из самых интересных петербургских театров. С приходом нового художественного руководителя А. Гетмана театр изменил художественную политику. Отказ от института главного режиссера повлек за собой активное привлечение в театр не только ярких представителей петербургской режиссуры — А. Галибина, Г. Козлова, Г. Дитятковского, А. Праудина, В. Пази. Продолжая традиции, А. Гетман ищет талантливых молодых постановщиков и художников. В 2002 году начала работу «Мастерская Театра «На Литейном», в рамках которой они могли пробовать свои силы. Свои спектакли выпустили А. Прикотенко, О. Куликов, Г. Жданова.

Спектакли театра неоднократно участвовали во многих театральных фестивалях: «Ольштынские театральные встречи» (Польша, 2000, 2001), «Русские сезоны» (Финляндия, 2003), Международный фестиваль «Divadlo» (Чехия, 2003), «Seoul Performing Arts Festival» (Южная Корея, 2003), SETT (Германия, 2004), XIII Русский фестиваль искусств в Марселе (Франция, 2008) и многие другие.

Театр «На Литейном» отмечен Государственной премией РФ («Лес», постановка — Г. Козлова, 2000), премиями «Золотая маска» (1998, 2001, 2003) и «Золотой софит» (1996, 1999, 2000, 2002, 2006, 2008, 2009).

Спектакли театра:

(Самый) легкий способ бросить курить
Антигона

Банкрот
Барышня-крестьянка
Буратино
Винни-Пух и все-все-все
Вся жизнь впереди
Жар
Жизнь в театре

За что ты меня не любишь?
Золушка
Квартирник. ХХвост – всему голова
Лес

Любовь и смерть Зинаиды Райх
Марьино поле

Пеппи Длинныйчулок
Последняя любовь
Потерянные в звездах
Пышка
Ромео и Джульетта
Святочный рассказ с привидениями
Слуга двух господ
С любимыми не расставайтесь
Счастливые люди
Счастье моё
Тень Города
Эдип-царь


Новости по теме