Выставка «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» в Шереметевском дворце

Выставка «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» в Шереметевском дворце
С 18 ноября в Шереметевском дворце выставка «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» - научно-исследовательский проект, призванный отдать дань памяти первому в России знаменитому мастеру-строителю струнных инструментов наивысшего качества.

В 2017 году исполняется 250 лет со дня рождения Ивана Андреевича Батова (1767 - 1841), крепостного графа Н. П. Шереметева, которого уже при жизни именовали «Русским Страдивари». Жизненный путь мастера окутан легендами, требующими критического осмысления. Дошедшие до нас инструменты И. А. Батова нуждаются в дополнительной атрибуции, реставрации и возвращении в концертную жизнь. Все это будет сделано в рамках проекта, который станет новой крупной главой долгосрочной совместной программы Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и Музея-усадьбы «Останкино» (Москва) «Береженая вещь. Путешествие из Петербурга в Москву».

Вокруг персоны Ивана Андреевича Батова много легенд. Вся биографическая литература о нем основывается на интервью, взятом у него В. Бурнашевым и опубликованном в № 40 «Северной пчелы» за 1833 год. Из этого панегирика мы знаем, что И. А. Батов, крепостной графа Н. П. Шереметева, с детства учился строительству скрипок в мастерской Владимирова. Изготовлял музыкальные инструменты в имении графа под Москвой для его оркестра. С 1803 года проживал в Санкт-Петербурге. Граф Н. П. Шереметев позволял ему принимать заказы только от музыкантов. Батов неоднократно ремонтировал инструменты для музыкантов царского двора, а в 1820 году император Александр I купил у него скрипку за 2 000 рублей. В 1822 году Батов получил от графа Д. Н. Шереметева вольную за виолончель своей работы. В 1829 году удостоился на петербургской выставке большой серебряной медали для ношения на Анненской ленте. На его инструментах играли признанные российские и европейские виртуозы – Александр Львов, Бернард Ромберг, Кароль Липинский… Там же упоминается, что за свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар, отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы.

Все эти шедевры разлетелись по стране, многие канули в Лету. Сегодня к сохранившимся инструментам работы Батова причисляют 17 экземпляров – 4 скрипки, 1 альт, 4 виолончели, 2 контрабаса, 6 гитар. Они хранятся в СПБ.ГМТиМИ, Музее-усадьбе «Останкино», Госколлекции, Эрмитаже, Музее им. Глинки и у частных лиц (2 гитары). Однако ни один из 17 инструментов не имеет документальных свидетельств, позволяющих проследить историю бытования до, так сказать, дверей мастерской Батова. Из литературы известно, что с инструментами Батова поступали некорректно – часто из них вынимали подлинные этикетки, вклеивали этикетки знаменитых итальянских мастеров, чтобы продать подороже. Или наоборот: этикетки с именем Батова и датами первой четверти XIX века набраны на бумаге, изготовленной не ранее 1844 года (что показала экспертиза инструментов из коллекции СПбГМТиМИ, сделанная в 1993 году). Часто батовские инструменты атрибутируются декларативно: «Несомненно, именно это работа Батова /речь о виолончели и скрипке из Госколлекции – В. Кошелев/, потому что дерево отечественное, тщательная работа, низкие своды деки и дна, красивый лак и т.д. и т.п.»

На выставке «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» будет представлено 12 инструментов мастера.  В собрании Музея театрального и музыкального искусства хранятся две скрипки, альт и виолончель и гитара авторства И.А. Батова. Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа предоставляет на выставку три инструмента: гитару, виолончель и контрабас. Из Музея-усадьбы «Останкино» для показа и исследования привезены 7-ми струнная гитара 1804 года с этикеткой И.А. Батова и виолончель, которую некоторые исследователи считают подлинным инструментом его авторства.

Результатом проекта станет не только экспозиция, ярко и наглядно представляющая значение наследия И. А. Батова в России и мире, но и научно-исследовательские работы: расширенный и уточненный вариант биографии мастера, а также научный труд, затрагивающий все аспекты творчества мастера, в котором особое внимание будет уделено сравнительному органологическому исследованию всего комплекса стилевых особенностей инструментов, представленных на выставке, особенностей этикеток и экспертиза их бумаги.

Отреставрированные в ходе подготовки к выставке инструменты И. А. Батова зазвучат на концертной сцене, в Белом зале Шереметевского дворца – Музея музыки. И это, пожалуй, - самый долгожданный и самый драгоценный итог проекта «Русский Страдивари».

Выставка «Русский Страдивари. Иван Андреевич Батов» в Шереметевском дворце