Проект «БоПо. Неперелистанный театр» в Музее музыки

Проект «БоПо. Неперелистанный театр» в Музее музыки
С 7 сентября по 30 октярбя в Шереметевском дворце – Музее музыки (Фонтанка, 34) будет работать проект «БоПо. Неперелистанный театр» – первая в истории масштабная выставка, посвященная Борису Понизовскому (1930–1995).

Режиссер, художник, философ, писатель, один из ключевых представителей ленинградской неофициальной культуры 1960–90-х годов до сих пор остается terra incognita. БоПо – так шутливо называли режиссера ученики – фигура мифологическая. На выставке в Шереметевском дворце – Музее музыки впервые будут представлены материалы из большого архива Бориса Понизовского, сохраненного его ученицей Еленой Вензель. Художники выставки – ученики режиссера, создатели Инженерного театра АХЕ Максим Исаев и Павел Семченко. В их руках экспозиция превращается в самостоятельный арт-проект, театр фактов и мифов, каталог воплощенных и неосуществленных идей мастера, страницы которого можно перелистывать в любом порядке.

Выставка «БоПо. Неперелистанный театр» откроется 6 сентября в 19.00 специальным перформансом Инженерного театра АХЕ на парадном дворе Шереметевского дворца.

Поэт Виктор Кривулин описывал Бориса Понизовского как чудом уцелевшую античную статую: «С торсом Геракла, головой Зевса и обрубками ног» (в семнадцать лет Понизовский потерял обе ноги, попав под трамвай, и ампутация сыграла в его жизни роль метанойи, перерождения для нового призвания). Среди его бумаг бросается в глаза пустой белый лист с одной единственной иронической записью, выведенной бисерным почерком: «Чувствую себя идолом». Понизовский скоростью мысли и силой фантазии пересоздавал пространство вокруг себя, становясь его центром притяжения, осью. Его комната в коммуналке на улице Герцена, 34 (ныне Большая Морская) стала местом паломничества, здесь собирался весь цвет неофициальной культуры Ленинграда-Петербурга. Имя Понизовского громко звучит в связи с самыми разными явлениями в российском искусстве второй половины XX века. Но главной страстью Бориса Понизовского оставался театр, представлявшейся ему универсальной художественной системой. 

Впервые экспонирующиеся материалы из архива Бориса Понизовского охватывают 40 лет его театральной жизни, с 1960-х по 1990-е годы, и включают уникальные фото-, видео- и аудиосвидетельства о работах в Эрмитажном театре и курганском театре «Гулливер», о создании детской студии «Да-да-да» и первого частного ленинградского театра «ДаНет».
В выставочном проекте на равных представлены осуществленные постановки и нереализованные идеи: теоретические разработки, экспликации, записанные на разрозненных библиотечных карточках, утопические искания – проекты «Универсального театра» и «Тотального театра» (разработан совместно с художником-кинетиком Вячеславом Колейчуком). Маски и бижу, костюмы и бутафория, карточки, фотографии, эскизы, видеоспектакли и домашние съемки, документальные фильмы, аудиовоспоминания, музыка смешиваются в едином метафоричном пространстве, которое становится атласом памяти – не только личной, но и культурной. Здесь слышны голоса близких Борису Понизовскому художников, поэтов, музыкантов, его современников и друзей: Леонида Аронзона, Александра Кнайфеля, Сергея Вольфа, Олега Григорьева.

Театр Бориса Понизовского рожден пространством его родного города, и голос Петербурга на выставке слышен особенно явственно:

«Наш театр создан театрализованным городом. Городом сумрачным, строгим, чопорным, навязывающим ощущение системы. Он играет простотой экстерьеров и неожиданной звучностью внутреннего наполнения. Храмы, дворцы, музеи – эклектичное собрание частностей, как и музейные коллекции, к нераскрытому добавляют сторонние голоса и получают игровое состояние выставленных вещей. Это статический театр внутренних передвижений и взаимодействий» (Борис Понизовский).

Проект «БоПо. Неперелистанный театр» в Музее музыки