Выставка «Артист и власть: Ф.И. Шаляпин в 1917 – 1922 г.г.»

Выставка «Артист и власть: Ф.И. Шаляпин в 1917 – 1922 г.г.»
С 17 июня в Доме-музее Ф. И. Шаляпина выставка «Артист и власть», посвященная жизни и творчеству великого певца в эпоху революции и в первые годы советской власти.

С 1917 года Шаляпин совмещал активнейшую исполнительскую деятельность с руководством Мариинским театром, организацией благотворительных и пропагандистских концертов, помощью бедствующим коллегам, а иной раз спасением людей и целых институций. В 1922 году первый Народный артист Советской России покинул родину навсегда. Обширная коллекция исторических документов, изобразительных, аудио- и видеоматериалов из фондов Музея театрального и музыкального искусства, Русского музея и частных собраний превращает выставку в уникальный проект – непредвзятое исследование взаимоотношений прославленного артиста и новой власти в самый сложный и противоречивый период отечественной истории.

Для посетителей выставка открыта 10 июня – 24 сентября 2017.

«Под большевиками» – так назвал одну из глав своей книги «Маска и душа» Ф.И. Шаляпин. И.А. Бунин охарактеризовал этот же период истории как время «Между серпом и молотом». 1917 год поделил жизнь людей на две эпохи: «до» и «после». Знакомых и друзей певца арестовывали и расстреливали, многие покидали Россию. Изменился уклад жизни, поменялись нравы, на авансцену вышли «новые герои», новые лица.

Февральскую революцию певец встретил с большим воодушевлением. В марте 1917 года на сцене Мариинского театра он выступил перед солдатами Преображенского полка. На этом концерте-митинге артист впервые исполнил Песнь революции – гимн собственного сочинения. Текст, автограф, эскиз костюма к исполнению гимна, созданный Шаляпиным, будут представлены на выставке.

После октября 1917-го Шаляпин вошел в новое руководство Мариинского театра, а Советское правительство присвоило звание Первого Народного артиста Советской Республики. В сезоне 1918–1919 Шаляпин исполнил партии более чем в 80-ти спектаклях, совмещая актерскую игру с работой режиссера, участием в разнообразных комиссиях по управлению театрами. Афиши, программки, газетная хроника красноречиво свидетельствуют о напряженной творческой жизни великого артиста, о его смелых оганизаторских действиях.

Ф. И. Шаляпин умел использовать собственную известность. На бесчинства патрулей, обыски он жаловался в Смольный Г.Е. Зиновьеву – человеку «в кожаном костюме…с интеллигентным лбом и шевелюрой музыканта». Шаляпин ездил в Москву к Ленину с управляющим Мариинским театром И. В. Эскузовичем, чтобы спасти от разграбления костюмерный и декорационный цеха; уговаривал Троцкого отменить урезание пайков артистам бывших императорских театров.

О своем отношении к революционным переменам Ф.И. Шаляпин писал: «Могу ли я критически относиться к жизни, какой я видел ее в годы революции? Конечно, нет. Не мое это дело – судить о том, кто был прав, а кто не прав. С каждым днем революция приобретала все более широкий размах. Образовалось множество партий. Солдаты, матросы, меньшевики, большевики боролись друг с другом и стреляли друг в друга на улицах. Словом, это была колоссальных масштабов гражданская война». Ощущал ли Шаляпин себя большевиком? Он пел «Интернационал», «Марсельезу», бурлацкие песни, но что думал он о происходящем?  Позднее, в конце 1920-х, Шаляпин, не стесняясь в выражениях, напишет в письме к дочери: «С большевиками трудно - пошлют в Соловки, как ни оправдывайся...».

В начале 1920-х возобновились зарубежные гастроли Шаляпина. Артист писал: «Половину моего заработка в Англии, а именно 1400 фунтов я имел честь вручить советскому послу в Англии покойному Красину. Это было в добрых традициях крепостного рабства, когда мужик, уходивший на отхожие промыслы, отдавал помещику, собственнику живота его, часть заработка. Я традиции уважаю». Важная страница проекта – материалы о зарубежных гастролях Шаляпина, подлинники документов из переписки с А.В. Луначарским, Л.Б. Красиным.

В апреле 1922 г. Шаляпин на короткое время вернулся из турне в Петроград и в последний раз выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней он вновь уехал из России, уехал навсегда. «По разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным, и никаких приказаний – ни царских, ни комиссарских – не переношу».

На выставке «Артист и власть» представлены редкие материалы, в том числе фотографии, сделанные после концерта в Севастополе для моряков Черноморского флота и жителей города в июле 1917 года, сто лет назад, где Ф.И. Шаляпин в матросской куртке в окружении участников концерта. На выставке можно будет познакомиться с воспоминаниями свидетелей этого памятного события и прослушать в записи почти все те произведения, которые Шаляпин исполнял на Приморском бульваре.

Мысли Шаляпина о времени и о себе отражены в спектакле по автобиографической прозе Шаляпина – видеозаписи моноспектакля «Прощай, Россия»: в роли Шаляпина – Народный артист России В. Смирнов, сценическая композиция И. Мощицкого, режиссеры – О. Мендельсон, А. Иовлев. Просмотр спектакля «Прощай Россия» включен в лекционно-просветительскую программу проекта.

Мероприятия
- Моноспектакль по автобиографической прозе Шаляпина «Прощай, Россия» (в роли Шаляпина – Народный артист России В. Смирнов, сценическая композиция И. Мощицкого, режиссеры – О. Мендельсон, А. Иовлев).
-  Документальные фильмы и кинохроника о Ф.И. Шаляпине из архива музея
- Лекции  (лектор – искусствовед, переводчик, член Международной ассоциации искусствоведов Андрей Дьяченко):
 «Модерн как воплощение трагедии. Автошаржи и рисунки Ф.И. Шаляпина и его современников».
«Революция и судьбы художников».

Выставка «Артист и власть: Ф.И. Шаляпин в 1917 – 1922 г.г.»


Дата мероприятия с 10.05.2017 по 24.09.2017 в 10:00

Упоминания