Борис Эйфман возрождает знаменитый балет «Русский Гамлет»

Борис Эйфман возрождает знаменитый балет «Русский Гамлет»
26 апреля на сцене Александринского театра пройдет премьера новой версии балета Бориса Эйфмана «Русский Гамлет».

Спектакль, не исполнявшийся труппой Санкт-Петербургского государственного академического театра балета на протяжении многих лет, возвращается в репертуар в год празднования 40-летнего юбилея коллектива.

Борис Эйфман поставил «Русского Гамлета» в 1999 году на музыку Л. Бетховена и
Г. Малера. Премьера спектакля состоялась в ходе гастролей труппы в Варшаве. В феврале 2000 года балет был представлен в Большом театре России.
В своем спектакле хореограф обратился к фигуре Павла I – одного из наиболее загадочных и противоречивых персонажей отечественной истории. Ограничив хронологические рамки постановки периодом его наследничества, Эйфман блестяще изобразил трагическое противостояние неординарной и душевно хрупкой личности враждебному миру, построенному на насилии, вероломстве и лжи.
За годы активной сценической жизни спектакль с невероятным успехом демонстрировался в США, Франции, Италии, Германии, Австрии, Китае, Южной Корее, Аргентине и многих других странах. «По степени концентрации находок и сценических метафор, по эмоциональному накалу Эйфман на сей раз превзошел самого себя, ибо соревноваться ему не с кем. Два ведущих балетных критика Анна Киссельгоф и Клайв Барнс единодушно отдали ему пальму первенства в современном балете», – писала после просмотра «Русского Гамлета» известный журналист Белла Езерская. The New York Times в рецензии на постановку назвала Бориса Эйфмана «практически единственным хореографом, обладающим особым даром электризовать образы и театральные фантазии». Балет сошел со сцены в 2012 году.

В юбилейном 40-м сезоне Театра Эйфман, продолжая практику возрождения своих знаменитых спектаклей, сочиненных в 1990-е и успевших выпасть из репертуара, вновь обращается к «Русскому Гамлету». Оставив сюжетную канву балета без значимых изменений, он в то же время переосмысливает хореографическую партитуру, делая ее еще более и изобретательной, изысканной и эмоционально насыщенной.  
«Спектакли имеют свойство устаревать, и это аксиома. Их пластический язык и сценический облик с течением времени неизбежно приобретают черты архаики. Именно поэтому, возвращая на сцену свои старые балеты, я не реставрирую их, а создаю новые хореографические версии, адекватные современным профессиональным и техническим возможностям моего театра. Ведь кто, как не автор, имеет первоочередное право на то, чтобы вдохнуть новую жизнь в известные творения?» – рассуждает Борис Эйфман.

Многолетний соавтор хореографа художник Вячеслав Окунев создал для возрожденного «Русского Гамлета» новые костюмы, а также усовершенствовал наполненные глубоким символизмом оригинальные декораций балета, искусно сочетающие строгость и имперскую пышность. Над световой партитурой постановки работали Александр Сиваев и Борис Эйфман.
В главных партиях в спектакле зрители увидят звезд труппы Театра – лауреатов международных конкурсов, премий «Золотая Маска» и «Золотой Софит», премий Президента РФ и Правительства РФ: заслуженного артиста России Олега Габышева, Марию Абашову, Любовь Андрееву, Сергея Волобуева, Олега Маркова и других.

Борис Эйфман возрождает знаменитый балет «Русский Гамлет»

Автор фото – Евгений Матвеев