ЦПКиО им. С.М. Кирова

ЦПКиО им. С.М. Кирова
телефон: (812) 430-11-30
адрес: Елагин остров, 1
район: Петроградский
метро: Крестовский остров

Тип: Достопримечательности Санкт-Петербург
Официальный сайт: http://elaginpark.org/

Сегодня ЦПКиО им. С.М. Кирова – динамично развивающееся культурно-рекреационное пространство, подходящее для аудитории разных возрастных групп и интересов.

В 2012 г. территория ЦПКиО им С.М. Кирова (Елагин Остров)  получила статус Особо Охраняемой Природной Территории (ООПТ).

Елагиноостровский дворец
В 1818-1822 годах К.И.Росси перестроил для Александра I старый барский дом, некогда принадлежавший екатерининскому вельможе И.П.Елагину и сохранивший свое название Елагина дворца по имени прежнего владельца. Фасады дворца отличаются благородной простотой, присущем всем сооружения К.И.Росси. Его главный фасад выделен посередине величественным шестиколонным портиком, а по бокам малыми четырехколонными портиками с фронтонам. Во дворец ведет широкая парадная лестница и два пандуса.

С особенной яркостью талант К.И.Росси проявился в создании изящной и разнообразной отделки интерьеров. Достойными сподвижниками архитектора были талантливые скульпторы В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов, известные художники-монументалисты Д.Скотти и А.Виги.

Наиболее богато оформленные парадные комнаты размещались на первом этаже. В Вестибюле, в нишах, были установлены исполненные С.С.Пименовым фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок украшен росписью. Еще большей роскошью отличались Столовая, Овальный зал, Кабинет, Спальня и Туалетная. Для облицовки стен и колонн этих помещений К.И.Росси применил искусственный мрамор «стюк». В Овальном зале и Кабинете «стюк» был чисто белый и блестящий подобно лучшему фарфору, благодаря чему Кабинет стал называться Фарфоровым. В столовой же на фоне белого искусственного мрамора стен выделяется желтый «стюк» фриза и пилястр, увенчанных женскими головами-гермами работы В.И.Демут-Малиновского. Тот же ваятель создал и скульптурное убранство Овального зала. Рельефы на сюжеты античной мифологии, изображения весалок, возлагающих на светильники гирлянды цветов, и фигуры кариатид на падуге купола.

Елагин остров
Елагин остров расположен между реками Средней и Большой Невками. На нем находится Центральный парк культуры и отдыха. Южнее его расположен Крестовский остров, а восточнее, Каменный. Вместе эти три острова с 1934 года называются Кировскими островами, в честь С.М.Кирова.

В первые годы строительства Петербурга остров называли Мишкиным или Мишиным. Существовало предание о том, что группа солдат неожиданно встретила здесь медведя, отчего и назвали остров Мишкиным.

В середине XVIII века за этим островом утвердилось название Лисий Нос, возможно, по вытянутой форме его западной части. Некоторое время остров называли по фамилиям его владельцев, Шафировым, затем Мельгуновым.

В 70-х годах XVIII века остров перешел в собственность статс-секретаря двора Екатерины II И.П.Елагина, при котором были проведены большие работы по его благоустройству. С тех пор за ним и сохраняется современное название Елагин.

От Елагина острова получили наименование мосты, Первый, Второй и Третий Елагины, которые были построены через Среднюю и Большую Невки.

Елагин остров К.И.Росси преобразил в единственный в своем роде архитектурно-парковый ансамбль, включающий в себя Елагин дворец и комплекс парадных зданий и павильонов.

Музей
В течение многих лет Елагин дворец являлся царской резиденцией. После Великой Октябрьской революции в нем был открыт Историко-бытовой музей, а с 1931 года, когда на территории Елагина острова организовали Центральный парк культуры и отдыха, дворец стал использоваться для культурно - воспитательной работы. Здесь проходили художественные выставки и в 1987 году Елагин дворец, являющийся памятником архитектуры русского классицизма, вновь стал музеем.

Собрание музея включает художественный фарфор и стекло, мебель, ткани, вышивки, работы по дереву и металлу конца XVIII – начало XX веков. В 1990 годах в него также вошли коллекции бывшего Музея Ленинградского завода художественного стекла, история которого восходит к основанному в 1730-е года Петербургскому стеклянному заводу. Среди них исключительный интерес представляет собрание художественного стекла советских лет.

В помещениях дворцового комплекса проходят долговременные выставки из фондов музея, частные коллекции, выставки современного искусства.
В настоящее время музей полностью занимает три здания дворцово-паркового ансамбля Елагина острова — Дворец, Кухонный корпус и Павильон под флагом. В Конюшенном корпусе расположены выставочные залы музея, в которых проходят выставки работ современных художников.  

Живопись дворца
Исключительно важную роль в оформлении интерьеров дворца играла живопись. На стенах Фарфорового кабинета художник А.Виги исполнил масляными красками по искусственному мрамору группы танцующих граций в ярких разноцветных одеждах, цветы и пышные орнаменты, написанные золотом, а на фризе и потолке – резвящихся купидонов.

В остальных парадных помещениях дворца, Малиновой и Голубой гостиных, Спальне и Туалетной, все росписи выполнил Д.Скотти. Обычно он оставлял свободными центральные поля плафонов, окаймляя их изящным орнаментом или изображениями танцующих женских фигур, а на падугах писал многофигурные композиции: «Триумф Аполлона и Венеры», «Туалет Венеры» и другие полные веселья и радости сцены на сюжеты из античной мифологии. В росписи, исполненные в манере «гризайль» и под бронзу клеевыми красками непосредственно по штукатурке, художник включал полихромные клейма, т.е. отдельные фигуры или группы фигур, написанные на ткани и наклеенные на потолок.

Стены Малиновой и Голубой гостиных и Туалетной были затянуты малиновым, голубым и белым штофом. С живописными плафонами и штофной обивкой стен прекрасно гармонировали художественные наборные полы гостиных. 

Великолепие дверей
Вникая во все деталь оформления интерьеров, К.И.Росси уделил большое внимание обработке дверей. В парадных помещениях первого этажа Елагина дворца насчитывалось более двадцати великолепных дверей, облицованных ценными пародами дерева и украшенных золоченой резьбой. Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства.

Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы. Исключения составляли Кабинет Александра I, находящейся на втором этаже, и Церковный зал, на третьем. В Кабинете особенно замечательны были двери, украшенные чрезвычайно тонкой работы арматурами, отлитыми из бронзы, и роспись потолка, изображавшая воинские доспехи. Помещение Дворцовой церкви представляло собой обширный зал с каннелированными колоннами, перекрытый купольным сводом.

Конюшенный корпус
Елагиноостровского дворца входят многие постройки, в том числе и конюшенный корпус, который расположился не далеко от Кухонного корпуса. Конюшенный корпус был построен в 1818-1822 годах по проекту архитектора К.И.Росси. В 1934 году здание подковообразной формы с колоннадой переоборудовали в ресторан центрального парка культуры и отдыха.

Кухонный корпус
В ансамбль Елагиноостровского дворца также входит Кухонный корпус, спроектированный архитекторов в виде полукруглого здания, с окнами, выходящими во двор, снаружи окон нет, и украшенное вазами и скульптурными изваяниями.
 

Павильон у гранитной пристани
Павильон у гранитной пристани расположился на Елагином острове, где разбит самый большой парк культуры и отдыха. Построили павильон в 1818-1822 годах. Недалеко от павильона у гранитной пристани находится Елагиноостровский дворец. 

В дни Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны, в тяжелое дни блокады города, Елагин дворец подвергся страшному разрушению. В 1942 году, 16 января, во время очередного обстрела города фашистской артиллерией, два снаряда пробили кровлю и перекрытия. Разорвавшись в подвале они сильно разрушили Вестибюль.

Небольшие же разрушения были нанесены дворцу, когда снаряды повредили дымоходы, в результате чего в нем вспыхнул пожар. Огонь охватил все здание. Рухнула кровля. Обвалились чердачные и междуэтажные перекрытия. Живописные плафоны, рельефы и статуи, искусственный мрамор, наборные паркеты и изумительные двери – все это было уничтожено пламенем.

Сохранился лишь каменный остов фасадов и капитальные внутренние стены с незначительными, опаленными огнем фрагментами «стюка», штукатурки, орнаментальных украшений мраморных каминов и лепки. Страшное зрелище представлял собой остов здания, открытый дождям, снегам и ветрам. Казалось, что возродить дворец из руин невозможно, но едва закончилась война, как в 1946 году архитектор В.М.Савков произвел фиксацию уцелевших деталей отделки дворца. Остатки росписей и лепки зарисовали и сняли с них кальку.

ЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. КироваЦПКиО им. С.М. Кирова

Новости по теме